Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 123 Тема: Вопросительные местоимения­существительные* (с презентацией) кто и что.

УРОК 123

 Тема: Вопросительные местоимения­существительные* (с презентацией) кто и что.

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу, ключевые слова), задавать вопросы, сравнивать, обобщать.

3ЛР: анализировать использование разных форм вопросительных местоимений­существительных в тексте, выразительно читать предложения с вопросительными местоимениями.

 6ЛР: опознавать вопросительные местоимения в тексте, выявлять их особенность, сравнивать грамматические признаки вопросительных местоимений с признаками ранее изученных местоимений­существительных.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

 

I. Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

 

II. Языковая разминка.

 

Запись под диктовку:

К счастью, взошло наконец прекрасное солнце. (М. Пришвин)

1. Синтаксический разбор предложения, составление схемы:   [В , = –].

 

2. Обозначение и анализ орфограмм.

3. Выполнение заданий по рядам.

а) Разбор по составу слова прекрасное.

б) Фонетический разбор к счастью [к ща,с,т,йу].

в) Морфологический разбор слова вас.

 

Познавательные УУД

1. Извлекать и преобразовывать информацию (составлять схему).

2. Анализировать, синтезировать, делать выводы.

 

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения учебных задач.

 

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

Учитель может воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur123) или проводить работу с опорой на учебник.

 

– Прочитайте ключевые слова темы в конце § 58.

– Cформулируйте цели и задачи урока. (Чем вопросительные местоимения­существительные отличаются от других местоимений­существительных? Как изменяются? Где употребляются?)

 

 

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему (цель, задачи) урока.

 

 

IV. Открытие новых знаний.

 

 

1. Упр. 490 – наблюдение над интонацией вопросительных предложений и употреблением вопросительных слов – местоимений­существительных.

Выразительное чтение стихотворных отрывков.

 

– Найдите вопросительные местоимения­существительные.

– Какое значение они выражают в первом отрывке, во втором? (Спрашивают о предмете, о лице.)

 

 

 

2. Упр. 491 – наблюдение над особенностями склонения вопросительных местоимений кто и что.

Выполняется в парах.

Запись в тетрадях, выводы на основе наблюдений.

Обсуждение результатов работы.

Сравнение выводов с текстом в рамке.

 

3. Чтение текста­определения в рамке.

– Сравните вопросительные местоимения с личными и возвратными.

– Составьте таблицу морфологических признаков изученных местоимений­существительных.

Моделирование таблицы. (См. материал предметного диска – интерактивный ресурс – моделирование таблицы «Морфологические признаки изученных разрядов местоимений» к п. 58.)

– Сколько всего разрядов местоимений­существительных должно быть в этой таблице? (Пять.)

– Сколько строк будет в таблице? (Шесть – название разряда и пять разрядов.) А сколько столбцов? (Три.)

Учитель может задать макет таблицы, указав только верхнюю строку.

– Сколько разрядов местоимений­существительных мы уже можем занести в таблицу? (Три.)

– Заполните таблицу, указав необходимые признаки.

 

 

Разряд

Постоянные
признаки

Непостоянные
признаки

1. Личные

Лицо, число

Падеж, род (в 3­м л. ед.ч.)

2. Возвратные

Падеж (нет И.п.)

3. Вопросительные

Падеж

 

 

 

 

 

 

 

– Какой морфологический признак общий у всех местоимений­существительных? (Падеж.)

 

 

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Выделять главное, преобразовывать информацию (конструировать таблицу).

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Личностные результаты

Интерес к языку, развитое чувство слова, языковая интуиция.

 

 

V. Развитие учебно­языковых умений.

 

 

1. Упр. 492 – развивается умение оформлять текст в виде диалога, находить местоимения­существительные в тексте, определять их разряд.

– Что такое диалог?

– Как называют слова каждого участника диалога?

– Как они оформляются на письме? Изобразите в виде схемы.

 

 

 

А:

– Р? – ... .

– Р, – … .

 

– Прочитайте текст. В чём особенность реплик в нём? (Они не сопровождаются словами автора, которые только вводят диалог.)

– Найдите в тексте вопросительное местоимение­существительное. В каком падеже оно употреблено? Как вы это определили?

 

2. Слуховой выборочный диктант.

Выписать из предложений вопросительные местоимения, указать их падеж.

а) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном? (М. Лермонтов)

б) Чем вы, гости, торг ведёте? (А. Пушкин)

в) Мама взяла обезьянку в руки: «Ой, такая тяжёлая. А что она умеет?»

г) Вера как закричит: «Ой, кто это?» (Э. Успенский)

 

Самопроверка (по ключам-опорам, которые представлены на доске).

что (В.п.), чем (Т.п.), что (В.п.), кто (И.п.)

 

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

3. Преобразовывать информацию, представлять её в разных формах (словесной, графической – схема).

 

4. Владеть разными видами аудирования (выборочного, детального).

 

Коммуникативные УУД

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

VI. Итог урока.

 

 

– Что нового узнали на уроке о местоимениях?

– Чему учились?

– Найдите «четвёртое лишнее»: кто, чем, кого, тебя.

 

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

– По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.   

 

 

1. Знать признаки местоимений­существительных (по таблице).

2. Упр. 493.

 

 

 

[ Скачать с сервера (63.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.