Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 121 Тема: Разряды местоимений. Личные местоимения.

УРОК 121

 Тема: Разряды местоимений. Личные местоимения.

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

Л: осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

М/п: преобразовывать информацию из одной формы в другую (схема, текст на основе ключевых слов), самостоятельно вести поиск информации, включая работу с ИКТ.

3ЛР: правильно употреблять формы личных местоимений, соблюдать требования культуры речи и речевого этикета, оценивать правильность речи и корректировать в случае необходимости речевые высказывания.

7ЛР: уместно использовать правила речевого поведения в учебной и повседневной деятельности.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

II. Языковая разминка.

 

 

 

 

Письмо по памяти:

В леса­чудеса мы поедем с тобой, там бродит у озера лось голубой. (Г. Сапгир)

Синтаксический разбор предложения, составление схемы.

Фонетический разбор слов: I вариант – чудеса, II вариант – (у) озера.

 

Познавательные УУД

Анализировать, обобщать, делать выводы, представлять модели объектов в знаково-символической форме.

Коммуникативные УУД

 Владеть разными видами монологической и диалогической речи.

 

III. Формулирование темы и цели урока.

 

– Назовите разряд местоимений из языковой разминки.

– В каких формах они употреблены?

– Сформулируйте тему и цель урока. (Личные местоимения. Склонение личных местоимений.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

IV. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Блицопрос. (См. материал предметного диска – блицопрос по теме «Местоимения-существительные» к п. 56.)

– Допишите предложения:

1) Местоимения не называют предметы, признаки, количество, но … (указывают на них).

2) Местоимения­существительные указывают на … (лицо или предмет).

3) Я запомнил(а) такие разряды местоимений­существительных: … .

4) Местоимения­существительные так же, как имена существительные, изменяются … (по падежам).

2. Чтение учениками (по цепочке) подобранных дома примеров предложений с местоимениями.

Остальные ученики называют местоимения­существительные, которые они опознали на слух.

3. Чтение текста о личных местоимениях в рамке после упр. 178. После чтения про себя:

– Назовите личные местоимения.

– Почему они так называются?

– Представьте морфологические признаки личных местоимений в виде схемы.

(См. материал предметного диска – схему «Морфологические признаки личных местоимений» к п. 56.)

 Морфологические признаки

 


 

                   пост.                                       непост.

 

                   лицо (1, 2, 3­е)                       падеж

                   число                                     род (в 3­м л. ед.ч.)

– Почему в 3­м л. ед.ч. приведены три местоимения, а в остальных лицах – одно? (В 3­м л. ед.ч. личное местоимение­существительное изменяется по родам.)

П. Вопрос на размышление после текста в рамке:

– Когда используются существительные общего рода? Какие у них отличительные признаки?

– По отношению к кому мы употребляем местоимения ты и вы? Есть ли у них другие отличительные признаки?

4. Наблюдение над склонением личных местоимений.

Работа в группах.

Ученики самостоятельно делают выводы: каковы особенности склонения личных местоимений­существительных с предлогами и без предлогов 1­го и 3­го лица?

После завершения работы ученики помогают «оформить» шуточное стихотворение М. Раскатова «Моя грамматика», добавляя нужные формы местоимений (произносят хором после небольшой паузы учителя).

          Моя грамматика

Я талантлив от рождения!

Не дурак и не простак,

И моё местоимение

Все вокруг склоняют так:

Перво­наперво решительно

Скажет вам семья моя,

Что, конечно,

                   Именительный –

Это Я и только Я!

Мать склонилась умилительно,

А за ней и вся родня.

И не зря. Падеж

                   Родительный

Для кого? А для МЕНЯ.

Все заботятся старательно,

И заслуженно вполне,

И дают подарки.

                   Дательный –

Это значит – только МНЕ!

Не смотрите подозрительно,

У меня родня – броня!

И запомните:

                   Винительный

Не касается МЕНЯ!

Жизнь легка и упоительна

За родительской спиной!..

Нет, друзья, падеж

                   Творительный

Сотворён совсем не МНОЙ!

Ждёте, видимо,

Предложного?

Новых данных обо МНЕ?

Не просите невозможного,

Хватит с вас и так вполне.

 

ТОУУ

 

 

 

Познавательные УУД

1. Владеть смысловым чтением, использовать разные виды чтения (выборочное, изучающее).

2. Владеть разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным).

3. Извлекать информацию, преобразовывать её и представлять в разных формах (схема, неспошной текст), соотносить информацию, представленную в разных формах.

4. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Работать в группе.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

 

 

V. Развитие речевых умений (формирование культуроведческой компетенции).

 

 

1. Работа над культурой речи.

Упр. 480 – наблюдение над употреблением местоимений ты и вы в непрямом значении.

– Когда мы употребляем в разговорной речи местоимение ты, а когда вы?

– А как происходит в официальной речи? (Вы – к одному лицу.)

– Прочитайте текст упр. 480 и выявите новую информацию в тексте.

– Почему бабушка называет молодого князя на Вы? Есть ли что­то общее с официальным обращением на Вы?

Упр. 481 – формирование навыка культуры речи – правильного употребления в речи местоимений мы, вы в сочетании с глаголами скучаю (грущу, тоскую).

Хоровое чтение фраз в рамке.

Творческое задание выполняется письменно.

 

2. Жизненная задача.

Работа в группах.

Ученики читают самостоятельно задание в жизненной задаче, обсуждают варианты её решения (что показать на слайдах, какие дать комментарии разным лицам). По желанию можно прослушать один из вариантов. Слайды (с использованием компьютера и Интернета) ученики разработают дома.

3. Игра «Угадай местоимение».

a) Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы – мы – ты.)

б) Первый слог – личное местоимение, второй – детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь.)

в) Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе – овощ. (Ты­ква.)

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (таблица, несплошной текст), преобразовывать и соотносить информацию.

Коммуникативные УУД

1. Владеть различными видами монолога (повествование, рассуждение) и диалога (этикетный, обмен мнениями).

2. Участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

Личностные результаты

Чувствовать выразительные возможности языка, стремиться к речевому самосовершенствованию в области культуры речи, осознавать эстетическую ценность языка как национально-культурного феномена.

 

VI. Итог урока.

 

 

– Составьте устный рассказ по ключевым словам темы в конце § 56.

 

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

1. Уметь воспроизводить схему определения.

2. Упр. 483.

3. Составить презентацию и выступления по упр. 482.

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (62.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.