Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 120 Тема:Разряды местоимений. Местоимения­существительные. Личные местоимения­существительные * (с презентацией)

УРОК 120

 Тема:Разряды местоимений. Местоимения­существительные. Личные местоимения­существительные * (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, задавать вопросы.

6ЛР: опознавать местоимения­существительные в тексте, выявлять отличие существительных от местоимений­существительных, определять признаки личных местоимений­существительных.

3ЛР: определять роль местоимений­существительных в тексте.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Формулирование темы и целей урока.

 

 

Мотивирующий ввод в тему урока. (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur120).

 

– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

 

Утром – как заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жар­птицей…

         А стемнеет – ОН придёт:

         Тоненький, смущённый, –

         Он на цыпочках войдёт

         Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

         Кто же ОН, ОНО, ОНА?

         Месяц, солнце и луна!

– А что такое он, оно, она с языковой точки зрения? (Местоимения.)

– Что вам помогло догадаться о словах­отгадках? (Род местоимений.)

Примечание. С личными местоимениями ученики знакомились в начальной школе.

– Прочитайте название раздела 8 и § 56.

– Как название раздела связано с темой, изучавшейся ранее? (Местоимения тоже относятся к существительным.)

– Назовите ключевые слова урока. (Местоимения­существительные, разряды, личные.)

– Как вы понимаете слово разряды? (Разновидности, группы.)

– Какова цель урока?

 

 

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

III. Актуализация и углубление изученного.     

 

1. Упр. 474 – наблюдение над местоимениями, «заменяющими» существительные и прилагательные.

Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по вопросам и значению – выделенные слова указывают на предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти слова не называют, а заменяют, указывают на другие слова.

2. Повторение по вопросам после упр. 474.

3. Введение нового материала.

Чтение сведений в рамке о разрядах местоимений по значению.

– Что нового для себя узнали?

– Прочитайте названия разрядов (без примеров).

– Можете ли вы предположить что­то о значении местоимений этих разрядов?

– Какие местоимения мы будем изучать в 5­м классе?

– Как вы думаете почему?

Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут освоены в процессе дальнейшего изучения.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Преобразовывать и передавать информацию, полученную в результате чтения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

 

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 475 – наблюдение над разными разрядами местоимений­существительных. Работа по заданиям к упражнению.

Ученики ставят местоимения в начальную форму (где возможно).

– Какая группа местоимений вам знакома? Как они называются?

– Какая особенность есть у других местоимений? (Что – отвечает на вопрос что?)

2. Чтение теста в рамке после упр. 475.

– Что объединяет все местоимения­существительные? (Отвечают на вопросы кто? что?, изменяются по падежам.)

– А что их отличает от существительных? (Не называют, а указывают на лицо или предмет.)

3. Упр. 476 – поиск ответа на вопрос: чем отличаются имена существительные от местоимений­существительных?

Работа в группах (парах).

Чтение текста упр. 476 про себя изучающим чтением, самостоятельные выводы об отличиях местоимений и существительных.

Формулирование проблемы (цели) дальнейшей работы: «Как склоняются местоимения разных разрядов, в чём их особенность?»

 

4. Составьте на основе изученного материала таблицу, отражающую различия между существительными и местоимениями-существительными. (См. материал предметного диска – сравнительная таблица «Существительные и местоимения-существительные»  к  п. 56).

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать,  делать выводы.

3. Преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в таблицу), соотносить информацию, представленную в разных формах.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V.  Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

Упр. 477 – развивается умение находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Выполняется в парах.

Коллективное обсуждение (каждая пара называет свои примеры).

Словарно­орфографическая работа: балет.

– К какой тематической группе можно отнести это слово?

– Подберите однокоренные слова и составьте с ними предложение.

Упр. 478 – развивается умение опознавать местоимения­суще­
ствительные в тексте, определять признаки личных местоимений, орфографически и пунктуационно правильно оформлять текст.

Самостоятельно. Взаимопроверка.

 

 

Познавательные УУД:

 Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ТОУУ

2. Приобретать навыки работы в паре (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

 

VI. Итог урока.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Предположите, как дальше будет построено изучение темы «Местоимение».

– Ответьте на шуточные вопросы­загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)

в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)

- Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника по литературе.

2. Словарное слово записать в словарик.

3. Составить план текста в рамке о местоимениях­существительных (разряды местоимений­существительных – выучить).

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (53.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.