Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
|
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
|
1. Учитель читает предложения, учащийся повторяет, называет грамматическую основу, даёт характеристику предложения, в тетради чертит схему. а) Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка». б) Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь. Записать слово собирал, произвести морфемный разбор. Назвать орфограмму в корне, подобрать слова с названным видом орфограммы. 2. Ученики предлагают свои варианты заданий, составленных дома по теме «Имя существительное». 3. – Запишите ключевые слова из домашнего упражнения (рукавица, перчатка, варежка). – Что их объединяет? (Можно найти смысловую («одежда для рук») и грамматическую связь – сущ. 1-го скл., ж.р., ед.ч., окончание – а.) – А что различает? (Значение, происхождение, звучание.)
|
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, обобщать. 2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. 3. Отбирать и систематизировать материал, задавать вопросы.
|
III. Введение в тему урока.
|
На доске записаны слова: имя существительное, основа слова, словообразующая морфема. – Сформулируйте на основе этих ключевых слов тему урока. – Составьте предварительный план урока (назовите основные вопросы, которые будем рассматривать).
|
Регулятивные УУД 1. Формулировать тему урока. 2. Планировать деятельность на уроке. |
IV. Углубление и систематизация изученного.
| 1. Упр. 61 – наблюдение над строением имён существительных и соотнесение структурного членения и способов словообразования.
Методическая рекомендация. В упражнении представлена информация о морфемной структуре слов и значениях морфем, составляющих общий смысл слов. При этом учителю следует помнить, что значение морфем (так же, как и правильное их выделение в составе слова) можно выявить только в процессе последовательного словообразовательного анализа. Конечно, логика строения подталкивает к указанию приставочно-суффиксального способа словообразования. Но какие именно суффиксы участвуют в образовании слов подберёзовик и подосиновик: -овик или -ик? Только опора на производящие слова берёзовый, осиновый поможет сделать правильный выбор словообразующего суффикса. Обратите внимание: с помощью двух суффиксов одновременно производное слово образовываться не может (хотя в структуру слова может входить и два, и три суффикса, но они образуют слова на других ступенях словопроизводства). После чтения текста ученики проводят словообразовательный разбор, делают вывод о способе словообразования названных слов (приставочно-суффиксальном). Затем проводят морфемный разбор этих слов, сравнивают результаты обоих разборов (один суффикс -ик указан в словообразовательном разборе, два -ов и -ик – в морфемном) и делают выводы. 2. Чтение текста в рамке после упр. 61. – В чём отличие словообразовательного разбора от морфемного? – Как это выражается графически? 3. Работа по вопросам рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Вопросы можно обсудить в группах, подобрать примеры. Проверка коллективная. |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. 3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (модель, образец), разбирать по образцу.
Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
|
V. Развитие учебно-языковых умений.
| Упр. 62 – развивается умение правильно выделять словообразующие морфемы и определять способ словообразования имён существительных. Первое слово возрождение ученики разбирают под руководством учителя (возрождени[й]е – действие по глаголу возродить, изменения в процессе образования: усечение (выпадение) суффикса основы неопределённой формы -и- и чередование д/жд). Методические рекомендации: 1. В слове возрождение лучше сразу учитывать звуковой состав, а не только буквенный, т.е. выделять суффикс отглагольного существительного -ений- (а не -ени-), иначе в других случаях ученики неправильно определят способ словообразования (ср. побережье – приставочно-суффиксальный по- и -й-, без учёта звукового состава суффикс «выпадает» и способ «превращается» в ошибочный – приставочный).
2. Ученикам следует напомнить, что существительные, образованные от глаголов (размен – разменять, отъезд – отъехать) могут образовываться бессуффиксным способом, т.е. суффикс должен быть, но не виден (нулевой суффикс). Можно дать задание найти такое слово среди слов, приведённых в упражнении (перелёт). На доске три ученика разбирают три слова (распутица, перелёт, побережье). Остальные слова можно разобрать самостоятельно с последующей самопроверкой (представлены на слайде) или взаимопроверкой. Упр. 63 – развивается умение разграничивать способы образования существительных, связанные со сложением основ. После коллективного устного обсуждения самостоятельное выписывание группами (по рядам). Упр. 64 – развивается умение определять род сложносокращённых слов и согласовывать их с другими словами в предложении. Выполняется устно. Формулируется вывод: для чего нужно уметь определять род сложносокращённых слов. П Упр. 65 – развитие языковой догадки на основе «вычитывания» значений сложносокращённых слов. Выполняется устно.
| ТОУУ Познавательные УУД 1. Владеть навыками аудирования, приёмами отбора и систематизации материала. 2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (в слова, последовательности, цепочки рассуждений). Коммуникативные УУД 1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле. 2. Владеть разными видами диалога.
|
VI. Итог урока.
|
– Прочитайте ключевые слова темы в конце § 5. Сравните с теми, которые были записаны в начале урока. – В чём отличие? – Как связаны между собой ключевые слова урока? – Составьте таблицу (схему) на их основе.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
| Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схема). ТОУУ |
VII. Домашнее задание.
|
Упр. 66 (необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на разницу между словообразовательным и морфемным разбором (по составу), сориентировать на образец).
|
|
Всего комментариев: 0 | |
| |