Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
6 класс

УРОК 11 Тема: Способы образования имён существительных

УРОК 11

 Тема: Способы образования имён существительных

 

Тип урока: урок обобщения и углубления и

зученного.

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; перерабатывать и преобразовывать информацию (план, схема, таблица, ключевые слова).

М/к: договариваться о совместной деятельности, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме.

 

Предметные:

6ЛР: различать способы словообразования имён существительных, производить словообразовательный и морфемный разбор имён существительных, устанавливать их сходство и различие.

2ЛР: развитие языковой догадки на основе выявления значения морфем.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

 

I. Оргмомент.

 

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

 

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

 

 

 

1. Учитель читает предложения, учащийся повторяет, называет грамматическую основу, даёт характеристику предложения, в тетради чертит схему.

а) Даль – автор «Толкового словаря живого великорусского языка».

б) Он всю жизнь собирал и составлял свой словарь.

Записать слово собирал, произвести морфемный разбор.

Назвать орфограмму в корне, подобрать слова с названным видом орфограммы.

2. Ученики предлагают свои варианты заданий, составленных дома по теме «Имя существительное».

3. – Запишите ключевые слова из домашнего упражнения (рукавица, перчатка, варежка).

– Что их объединяет? (Можно найти смысловую («одежда для рук») и грамматическую связь – сущ. 1-го скл., ж.р., ед.ч., окончание – а.)

– А что различает? (Значение, происхождение, звучание.)

 

 

Познавательные УУД

 1. Анализировать, сравнивать, обобщать.

2. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.

3. Отбирать и систематизировать материал, задавать вопросы.

 

 

 

III. Введение в тему урока.

 

 

 

На доске записаны слова: имя существительное, основа слова, словообразующая морфема.

– Сформулируйте на основе этих ключевых слов тему урока.

– Составьте предварительный план урока (назовите основные вопросы, которые будем рассматривать).

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Формулировать тему урока.

2. Планировать деятельность на уроке.

 

IV. Углубление и систематизация изученного.

 

1. Упр. 61 – наблюдение над строением имён существительных и соотнесение структурного членения и способов словообразования.

 

Методическая рекомендация.

В упражнении представлена информация о морфемной структуре слов и значениях морфем, составляющих общий смысл слов. При этом учителю следует помнить, что значение морфем (так же, как и правильное их выделение в составе слова) можно выявить только в процессе последовательного словообразовательного анализа. Конечно, логика строения подталкивает к указанию приставочно-суффиксального способа словообразования. Но какие именно суффиксы участвуют в образовании слов подберёзовик и подосиновик: -овик или -ик? Только опора на производящие слова берёзовый, осиновый поможет сделать правильный выбор словообразующего суффикса.

Обратите внимание: с помощью двух суффиксов одновременно производное слово образовываться не может (хотя в структуру слова может входить и два, и три суффикса, но они образуют слова на других ступенях словопроизводства).

После чтения текста ученики проводят словообразовательный разбор, делают вывод о способе словообразования названных слов (приставочно-суффиксальном). Затем проводят морфемный разбор этих слов, сравнивают результаты обоих разборов (один суффикс -ик указан в словообразовательном разборе, два -ов и -ик – в морфемном) и делают выводы.

2. Чтение текста в рамке после упр. 61.

– В чём отличие словообразовательного разбора от морфемного?

– Как это выражается графически?

3. Работа по вопросам рубрики «Вспоминаем то, что знаем». Вопросы можно обсудить в группах, подобрать примеры.

Проверка коллективная.

 

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (модель, образец), разбирать по образцу.

 

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

 

 

V. Развитие учебно-языковых умений.

 

Упр. 62 – развивается умение правильно выделять словообразующие морфемы и определять способ словообразования имён существительных.

Первое слово возрождение ученики разбирают под руководством учителя (возрождени[й]е – действие по глаголу возродить, изменения в процессе образования: усечение (выпадение) суффикса основы неопределённой формы -и- и чередование д/жд).

Методические рекомендации:

1. В слове возрождение лучше сразу учитывать звуковой состав, а не только буквенный, т.е. выделять суффикс отглагольного существительного -ений- (а не -ени-), иначе в других случаях ученики неправильно определят способ словообразования (ср. побережье – приставочно-суффиксальный по- и -й-, без учёта звукового состава суффикс «выпадает» и способ «превращается» в ошибочный – приставочный).

 

 

2. Ученикам следует напомнить, что существительные, образованные от глаголов (размен – разменять, отъезд – отъехать) могут образовываться бессуффиксным способом, т.е. суффикс должен быть, но не виден (нулевой суффикс). Можно дать задание найти такое слово среди слов, приведённых в упражнении (перелёт).

На доске три ученика разбирают три слова (распутица, перелёт, побережье).

Остальные слова можно разобрать самостоятельно с последующей самопроверкой (представлены на слайде) или взаимопроверкой.

Упр. 63 – развивается умение разграничивать способы образования существительных, связанные со сложением основ. После коллективного устного обсуждения самостоятельное выписывание группами (по рядам).

Упр. 64 – развивается умение определять род сложносокращённых слов и согласовывать их с другими словами в предложении.

Выполняется устно.

Формулируется вывод: для чего нужно уметь определять род сложносокращённых слов.

П Упр. 65 – развитие языковой догадки на основе «вычитывания» значений сложносокращённых слов.

Выполняется устно.

 

 

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Владеть навыками аудирования, приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (в слова, последовательности, цепочки рассуждений).

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Владеть разными видами диалога.

 

 

VI. Итог урока.

 

 

– Прочитайте ключевые слова темы в конце § 5.

Сравните с теми, которые были записаны в начале урока.

– В чём отличие?

– Как связаны между собой ключевые слова урока?

– Составьте таблицу (схему) на их основе.

 

– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

 

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Соотносить информацию, представленную в разных формах (слова, схема).

ТОУУ

 

VII. Домашнее задание.

 

 

Упр. 66 (необходимо ещё раз обратить внимание учащихся на разницу между словообразовательным и морфемным разбором (по составу), сориентировать на образец).

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.