Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 113 Тема: Тире между подлежащим и сказуемым* (с презентацией)

УРОК 113

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, схему, ключевые слова), анализировать, сравнивать, строить рассуждения.

М/к: приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

6ЛР: анализировать постановку тире между подлежащим и сказуемым, ставить тире, где необходимо, объяснять выбор знака устно и графически.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

 

– «Рассыпалось» предложение, составьте его из словосочетаний: стоит в лесу; живёт в нём; тесовый дом; весёлый гном.

– Добавьте в предложение союз а.

Ученики проговаривают варианты предложения, затем записывают авторский вариант:

Стоит в лесу тесовый дом, а в нём живёт весёлый гном. (Ю. Мориц)

1) Подчёркивание орфограмм, графическое обозначение выбора написаний.

2) Синтаксический разбор предложения, составление его схемы.

3) Морфологический разбор слова (в) лесу.

4) Фонетический разбор слова стоит.

5) Разбор по составу слов тесовый и весёлый.

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

 

 

III. Введение в тему и постановка проблемы урока.

 

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur113).

 

1. Введение в тему урока.

– Отгадайте загадку:

Ляжет палочкой

На строчку,

– Проходите

По листочку. (А. Шибаев)

– Где нам встречался этот знак препинания? (В предложениях с прямой речью, в диалоге, при обобщающих словах.)

– Сегодня мы узнаем ещё одну «тайну» этого знака – тире.

– Откройте учебники (§ 53) и прочитайте тему урока.

– Какие вопросы возникают? (Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым?)

2. Упр. 459 – уточнение основного вопроса урока, постановка проблемы.

– Подчеркните подлежащее и сказуемое в учебнике.

– Чем они выражены?

– Как называется такое сказуемое?

– Какое противоречие в постановке тире вы обнаружили?

– Уточните учебную проблему урока. (Когда ставится и когда не ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными?)

 

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

IV. Открытие нового знания. Поиск решения.

 

1. Упр. 460 – извлечение новой информации на основе таблицы.

– Какое главное условие постановки тире между подлежащим и сказуемым? (Оба главных члена должны быть выражены именами существительными в И.п.)

– Как оно обозначено в таблице? (Стрелками.)

– Как вы думаете, почему стрелки двойные? (Оба слова связаны между собой, нет главного и зависимого, оба главные.)

– Какое условие противоречит общему правилу? (Частица не.)

– Сделайте вывод: при каких условиях нужно ставить тире между подлежащим и сказуемым, а при каких – не нужно.

– Заполните примерами второй столбик таблицы.

2. Чтение текста в рамке после упр. 460.

– Что можно добавить к вашим выводам? (Тире – знак разделения.)

– Что разделяет тире? (Подлежащее и сказуемое.)

– Прочитайте предложения, в которых ставится тире.

– Какая подсказка есть в устной речи? (Пауза между подлежащим и сказуемым.)

– Изобразите в виде рисунка постановку тире с помощью частиц.

– Составьте план рассказа о постановке тире (правила) в виде схемы.

 

3. Составьте алгоритм постановки или непостановки тире между подлежащим и сказуемым. (См. материал предметного диска – алгоритм «Постановка тире между подлежащим и сказуемым»»  к  п. 53).

          

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (текст, таблица), преобразовывать ее из одной формы в другую (план, рисунок, схема, ключевые слова, алгоритм), соотносить информацию, представленную в разных формах.

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

V. Развитие пунктуационных умений.

 

1. Комментированный диктант под руководством учителя.

– Запишите предложения под диктовку, подчерните грамматические основы предложений, поставьте, где нужно, знаки препинания.

Первые три предложения выполняются на доске, остальные самостоятельно в тетрадях.

Сатурн – планета.

Чтение – вот лучшее учение.

Слово не стрела, но острей стрелы.

Книга – это история народов Земли.

Птицы – наши друзья.

Язык – это богатство народа.

Солнце не планета, а звезда.

Лес – вот наше спасение от засух.

Гранит – очень прочный камень.

Самопроверка с помощью компьютера (предложения с подчёркнутыми главными членами, выделенными частицами, необходимыми знаками представлены на слайде). (См. материал предметного диска – ресурс «Предложения на постановку тире между подлежащим и сказуемым»  к  п. 53).

2. Работа в группах (на группу раздаются карточки с заданием).

– Спишите текст, расставьте знаки, объясните графически постановку тире.

Андерсен великий датский сказочник. Герда и Кай герои его сказки «Снежная королева». Герда смелая и добрая девочка. Она спасла Кая от злых чар Снежной королевы.

После выполнения работы.

Учитель:

Нельзя кое­как, положась на удачу,

Усвоить тему, решить задачу,

Правильно сшить костюм без примерки.

Каждое дело «просит» проверки.

Взаимопроверка работы между группами.

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

 

 

 

ТОУУ

 

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Приобретать навыки работы в группе (договариваться о совместной деятельности и приходить к общему решению, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять контроль).

ТОУУ

VI. Итог урока.

 

– Что нового узнали?

– Чему учились?

– Найдите ошибки в схемах:

1) [сущ. в И.п.сущ. в И.п.];

2) [сущ. в И.п. – это сущ. в И.п.];

3) [сущ. в И.п. – не сущ. в И.п.];

4) [сущ. в И.п.  вот сущ. в И.п.].

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Уметь представить правило в виде схемы.

2. Найти в учебниках по разным предметам примеры предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым.

 

 

 

[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.