Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 112 Тема:Имя существительное в роли сказуемого.Составное именное сказуемое

УРОК 112

Тема:Имя существительное в роли сказуемого.Составное именное сказуемое

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/к: задавать вопросы, совместно (в группе)  решать учебные задачи, оказывать помощь при сотрудничестве, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной форме, слушать других.

1ЛР: овладевать механизмами и приёмами технологии продуктивного чтения (эквивалентных замен, опоры на ключевые слова, сжатия).

6ЛР: опознавать имя существительное в роли сказуемого, выявлять особенности составного именного сказуемого, отличие его от «привычной» формы сказуемого.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Контроль домашнего задания.

 

– Задайте вопросы по домашнему заданию.

 

 

III. Словарный тренировочный диктант.

 

 

Баянист, гитарист, балерина, велосипедист, дирижёр, жонглёр, компьютерщик, пианист, племянник, почтальон, преподаватель, сатирик, философ, шофёр, юморист.

– Какая орфограмма есть во всех записанных словах?

– Какое слово лишнее? Почему? (Племянник, так как все остальные обозначают людей по роду их занятий, профессии.) А кто такой племянник?

Самопроверка по учебнику, с. 224–225.

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

ТОУУ

IV. Мотивирующий ввод в тему урока.

 

– О какой роли имени существительного пойдёт речь на уроке, подскажет вам весёлая рифмовка:

Когда обнаружится это слово

Между другими словами,

То подчеркните его поскорей

Сразу двумя чертами.

– Сформулируйте тему урока.

– Расскажите, что вы знаете о сказуемом, на основе вопросов § 52 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

 

V. Постановка учебной проблемы.

 

Наблюдение по учебнику § 52 после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur112).

 

Работа по вопросам и заданиям к примерам.

Ученики выясняют, что смысл предложений одинаковый, но выражен по­разному.

– Чем различаются предложения? Как выражено сказуемое в каждой паре предложений?

Формулировка проблемы урока: «Какой частью речи может быть выражено сказуемое? Как найти сказуемое, выраженное существительным?» и т.д. Сравнение с формулировкой в учебнике.

 

 

Регулятивные УУД:

2. Формулировать проблему урока.

VI. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 456 – наблюдение над сказуемым, выраженным именем существительным.

Ученики находят сказуемое, называют вопрос, на который оно отвечает, определяют, в каком падеже стоит имя существительное, указывают количество слов в составе сказуемого и на основе этого формулируют общий вывод.

– Просмотрите текст в рамке  и скажите, как называется такое сказуемое.

2. Упр. 457 – повторное изучающее чтение текста в рамке.

Работа в парах.

Какие приёмы изучающего чтения вы будете использовать при чтении этого текста? (Поиск ключевых слов, деление текста на части, составление плана, вопросы по ходу чтения («диалог с автором») и др.)

Выполнение заданий после текста определения в рамке.

 

Методическая рекомендация. Последнее задание на развитие устной учебно­научной речи направлено на  выработку одного из важных механизмов чтения – механизма эквивалентных замен – и предполагает, что ученики передают смысл текста с помощью иных речевых конструкций. Выполнение этого задания демонстрирует в первую очередь понимание материала, а не простое его заучивание, что часто происходит при работе над правилами или определениями в школе. Рекомендуем учителям регулярно предлагать детям подобные задания (речевые упражнения).

 

Обобщающая беседа.

– Сколько частей в составном именном сказуемом? (Две.)

– В каком случае сказуемое выражено одним словом – именем существительным? (Если связка опускается – является нулевой.)

 

3. Составьте на основе текста в рамке схему. (См. материал предметного диска – схема «Составное именное сказуемое»  к  п. 52).

 

 

                              СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ СКАЗУЕМОЕ

 

 

                 вспомогательная часть                       основная часть

              (грамматическое значение)              (лексическое значение)

 

 


                          глагол-связка                            имя существительное

                              (нулевая –

                           в наст. времени)

                                    был                                                врачом

                   (Он)         стал                                                ученым

                                      __                                                 журналист

 

4. Словарная работа.

– Запишите новое словарное слово из рамки: очеви,дец.

– Каково лексическое значение этого слова?  (Кто наблюдает какое­либо событие, явление (из Толкового словаря С.И. Ожегова).)

Справка учителя.  В образовании этого слова участвовали два корня (очи и видеть): очеви,дец      – тот, кто сам видит происходящее на его глазах (очах).

– Придумайте и запишите со словом очевидец предложение, где бы оно было составным именным сказуемым. (Он был очевидцем этого происшествия. Я очевидец этого события.)

–Подчеркните в нём грамматическую основу. Из скольких слов она состоит?

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим) и технологией продуктивного чтения (механизмами и приемами читательской деятельности).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию из разных источников (несплошной текст, статья, словарь), преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в схему).

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Работать в парах, оказывать друг другу помощь, координировать действия.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

VII. Первичное закрепление знаний, развитие учебно­языковых умений.

 

Упр. 458 – развивается умение находить имена существительные в роли составных именных сказуемых.

Выполняется под руководством учителя.

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

 

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VIII. Итог урока.

 

– Прочитайте ключевые слова урока в конце § 52.

– Объясните, что означает каждое из них.

- Что оказалось неожиданным на уроке?

- Какие ошибки можно допустить?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

IX. Домашнее задание.

 

1. Словарное слово записать в словарик.

2. Составить схему текста в рамке (свой вариант) или уметь воспроизвести составленную на уроке.

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.