Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 110 Тема:Имя существительное в роли обстоятельства.Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительны

УРОК 110

Тема:Имя существительное в роли обстоятельства.Различение дополнений и обстоятельств,            выраженных именами существительными * (с презентацией)

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления изученного.

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать свою деятельность, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать других.

6ЛР: находить в предложении обстоятельства, выраженные существительными, различать имя существительное в роли обстоятельства и в роли дополнения.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Опрос с элементами проверки домашнего задания.

 

 

 

– Вставьте в месте паузы нужные слова:

Определение – это … член предложения, который отвечает на вопросы … и обозначает … . В роли определения в предложении могут выступать имена … . Например: …, … . Определение подчёркивается … .

Проверка.

– Приведите примеры определений, выраженных именами существительными, из домашнего упражнения.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Извлекать информацию, группировать объекты.

 

 

III. Языковая разминка.

 

– Запишите предложение:

Ветки черешен смотрят мне в окна, и ветер иногда усыпает мой письменный стол их белыми лепестками.

– Графически объясните постановку знаков препинания в предложении.

– Определите, каким членом предложения являются имена существительные.

– Как отличить синтаксическую функцию существительных ветер и стол, которые имеют одинаковую форму? (То, что производит действие, – это подлежащее (ветер), а предмет, на который направлено действие, – дополнение (стол).)

– Выпишите словосочетания прил. + сущ.

– Какое из них можно заменить синонимическим словосочетанием, где бы существительное выступало в роли определения? (Стол для письма.)

– Произведите морфемный разбор слова письменный. (Нужно построить цепочку: письменный – письмо – писать: пись/м/енн/ый)

Морфологический разбор слова лепестками.

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать текст на основе таблицы).

 

Коммуникативные УУД:

 1. Владеть монологической речью.

 

IV. Формулирование темы урока с последующим планированием деятельности.

 

 

Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur110 или проводить работу в такой последовательности:

1. Подводящая к теме беседа.

– Что мы знаем о синтаксической роли имён существительных?  (Может быть любым членом предложения.)

– О каком второстепенном члене предложения, выраженном существительным, мы ещё подробно не говорили? (Об обстоятельстве.)

– Сформулируйте тему урока и наметьте его план. (Вопросы, которые нужно рассмотреть.)

План (вопросы) зафиксировать на левой части доски. (По нему будет проведена рефлексия в конце урока.)

1) Что такое обстоятельство?

2) Какие бывают обстоятельства?

3) Как найти обстоятельство в предложении?

4) Какую роль играют обстоятельства в тексте?

2. Актуализация изученного.

Работа в группах.

– Подготовьте связный ответ об обстоятельстве на основе заданий.

а) Ответьте на вопросы § 50, после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

б) Упр. 451 – выполнить задания к упражнению в тетрадях, графически обозначить связь.

Лексическая работа со словами лука и кайма (по толковому словарю).

 

Регулятивные УУД:

1. Формулировать тему урока.

2. Планировать деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД:

 1. Работать в группе, самостоятельно вырабатывать решение задачи в ходе совместной деятельности.

2. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

Познавательные УУД:

1. Извлекать информацию из толкового словаря.

V. Постановка проблемы урока.

 

Анализ проблемной ситуации, представленной в учебнике после рубрики «Определяем проблему урока».

 

Методическая рекомендация. Ученикам необходимо ещё раз напомнить, что члены предложения определяются не только по вопросам, но и по значению, которое они выражают в предложении (признака, предмета, места, времени и т.д.).

 

Для выхода из проблемной ситуации нужно определить значение второстепенного члена: с Марса – указывает на место, откуда возвращались космонавты.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

 

VI. Обобщение и углубление изученного.

 

1. Упр. 452 – наблюдение над именами существительными в роли обстоятельства.

– Какое значение выражает имя существительное в словосочетании с главным для него словом?

– Какие вопросы нужно к нему задать, чтобы передать смысл предложения? (Справка: такие вопросы называются смысловыми.) А можно ли задать падежные вопросы?

– Можно ли задать к дополнению два вида вопросов: падежные и смысловые?

– Сделайте вывод: как отличить дополнения и обстоятельства, выраженные именем существительным? Сравните свои выводы с текстом в рамке.

2. Чтение текста в рамке.

– Назовите ключевые слова, которые помогут отличить дополнение от обстоятельства, выраженного существительным.

 

Составьте схему «Различай существительные в роли дополнения и в роли обстоятельства»  (вспомните схему «Различай существительные в роли дополнения и в роли определения). (См. материал предметного диска – схема «Различай существительные в роли дополнения и в роли обстоятельства»  к  п. 51).

 

                                                     х

                                                 ГЛ.      +       СУЩ.

 

 


                        ДОПОЛНЕНИЕ                       ОБСТОЯТЕЛЬСТВО

 

 

 

 

                  1)   падежные вопросы                  падежные вопросы

                                                                                         +

                                                                          смысловые вопросы

                                                                    (куда, где, откуда, как и др.)

 

                     2)  предмет                                   место, время,

                                                                         образ действия

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, строить рассуждения, делать выводы.

2. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему).

Познавательные УУД:

Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.

 

Коммуникативные УУД:

 

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

 

2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

 

3. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

 

 

VII. Первичное закрепление умений.

 

Запись предложений под диктовку:

Иван­царевич поблагодарил старичка и пошёл за клубочком. Долго Иван­царевич по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришёл наконец к Кощееву дубу.

– Найдите имена существительные, определите их синтаксическую роль.

 

 

VIII. Итог урока.

 

– Каков был план урока?

– Что к этому плану можно добавить? (Как отличить обстоятельства, выраженные существительными, от дополнений?)

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

IX. Домашнее задание.

 

1. Текст в рамке передать графически (можно воспользоваться готовой схемой (из материалов предметного диска) или составить свою.

2. Подобрать предложение для языковой разминки по теме урока.

 

 

 

[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.