Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 109 Тема: Имя существительное в роли определения

УРОК 109

Тема: Имя существительное в роли определения

                   (ознакомление)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: овладевать разными видами аудирования; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова).

6ЛР: сопоставлять и отличать имя существительное в роли дополнения и в роли определения, конструировать словосочетания с существительными в роли определений.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Актуализация изученного.

 

 

1. Слуховой графический диктант.

– Прослушайте предложения, составьте их схемы:

1) Прилетают пернатые гости Севера: красавцы снегири, нарядные свиристели.

2) Ягоды, грибы, орехи – всё это есть в лесу.

3) Учение и труд рядом живут.

4) В лесах растут различные кустарники: и малина, и шиповник, и орешник.

5) Коля, Вася и Саша –  эти ребята рано утром отправились за грибами.

2. Блиц­опрос. (См. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Имя существительное как член предложения. Подлежащее и дополнение»  к  п. 50).

– Закончите предложения.

1) Между однородными подлежащими, связанными интонацией,  ставится … (запятая).

2) При обобщающем слове­подлежащем однородные члены будут … (подлежащими).

3) После однородных членов перед обобщающим словом­подлежащим ставится … (тире).

4) Дополнение в форме В.п. без предлога называется … (прямым).

5) Прямое дополнение при отрицании может стоять в форме …(Р.п.).

6) Если дополнение употребляется с предлогом, то оно всегда является …(косвенным).

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему).

 

 

III. Введение в тему урока.

 

 

– Каким членом предложения может быть существительное?

– Что нужно сделать, чтобы определить роль имени существительного в предложении? (Найти грамматическую основу, затем по вопросу установить связи остальных имён существительных с грамматической основой.)

– Предположите, каким ещё членом предложения может быть имя существительное, опираясь на ключевые слова:

признак предмета

какой? чей?

  – Что вы ещё знаете об определении? (Выражено прилагательным, подчёркивается волнистой чертой.)

 

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Упр. 448 – образование синонимичных по смыслу словосочетаний, наблюдение над их значением.

Выполняется под руководством учителя.

Первая часть упражнения показывает, что при замене прилагательного на существительное смысл словосочетаний не изменился (зависимое существительное, как и прилагательное, называет признак). Такие словосочетания называются синонимичными.

Во второй части упражнения сравниваются сочетания сущ. + сущ., где возможна и невозможна замена на синонимические сочетания прил. + сущ.

 

Методическая рекомендация. Учитель может обратить внимание на особенность главного слова – имени существительного в словосочетаниях 1­го столбика: образованы от глаголов, называют действие. Поэтому там невозможна синонимическая замена. При определении синтаксической функции существительного важно обращать внимание на значение зависимого слова: называет предмет или признак (принадлежность).

 

После наблюдения ученики формулируют вывод.

2. Чтение текста в рамке.

– Назовите приём, который помогает разграничить существительное в роли дополнения и в роли определения. (Синонимическая замена.)

– Приведите свои примеры.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.

 

1. Упр. 449 – развивается умение разграничивать имена существительные в роли дополнения и в роли определения.

Совместная разработка алгоритма.

1) Найти имя существительное.

2) Установить его связь с другими словами в предложении.

3) Если есть связь с именем существительным, попробовать заменить синонимичным сочетанием прил. + сущ. и определить значение (предмета или признака).

4) Если замена возможна и есть значение признака, существительное в роли определения.

5) Если замена невозможна и есть значение предмета, существительное в роли дополнения.

С

2. Творческое конструирование.

– Преобразуйте словосочетания так, чтобы в роли определения было имя существительное.

                                              какой?           какой?

                                  прил.                                           сущ.

Например:  кирпичный  дом  –  дом  из  кирпича.

 

– Что для этого нужно сделать? (Заменить прилагательное однокоренным существительным.)

Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Приведите 1–2 аналогичных примера.

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм, схему).

3. Конструировать модели объектов.

 

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Осуществлять коллективное взаимодействие, совместно вырабатывать алгоритмы учебных действий.

VI.  Итог урока.

 

– Что нового узнали на уроке?

– Запишите это новое в виде ключевых слов.

– Дополните зарифмованное правило А.И. Косоговского «Определение» полученными на уроке сведениями (можно прозой, можно стихами):

                         Определение

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

Чей и Какой – ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.

(Прилагательным обычно выражено определение.

Часто, но не всегда.

Может определение

Именем существительным

Выражаться иногда.)

 

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

 

 

 

 

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Упр. 450.

2. Рассказать об определении как члене предложения.

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (58.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.