Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Актуализация изученного. | 1. Слуховой графический диктант. – Прослушайте предложения, составьте их схемы: 1) Прилетают пернатые гости Севера: красавцы снегири, нарядные свиристели. 2) Ягоды, грибы, орехи – всё это есть в лесу. 3) Учение и труд рядом живут. 4) В лесах растут различные кустарники: и малина, и шиповник, и орешник. 5) Коля, Вася и Саша – эти ребята рано утром отправились за грибами. 2. Блицопрос. (См. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Имя существительное как член предложения. Подлежащее и дополнение» к п. 50). – Закончите предложения. 1) Между однородными подлежащими, связанными интонацией, ставится … (запятая). 2) При обобщающем словеподлежащем однородные члены будут … (подлежащими). 3) После однородных членов перед обобщающим словомподлежащим ставится … (тире). 4) Дополнение в форме В.п. без предлога называется … (прямым). 5) Прямое дополнение при отрицании может стоять в форме …(Р.п.). 6) Если дополнение употребляется с предлогом, то оно всегда является …(косвенным). |
Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Адекватно понимать информацию устного сообщения. 3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему).
|
III. Введение в тему урока. | – Каким членом предложения может быть существительное? – Что нужно сделать, чтобы определить роль имени существительного в предложении? (Найти грамматическую основу, затем по вопросу установить связи остальных имён существительных с грамматической основой.) – Предположите, каким ещё членом предложения может быть имя существительное, опираясь на ключевые слова: признак предмета какой? чей? – Что вы ещё знаете об определении? (Выражено прилагательным, подчёркивается волнистой чертой.) |
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Упр. 448 – образование синонимичных по смыслу словосочетаний, наблюдение над их значением. Выполняется под руководством учителя. Первая часть упражнения показывает, что при замене прилагательного на существительное смысл словосочетаний не изменился (зависимое существительное, как и прилагательное, называет признак). Такие словосочетания называются синонимичными. Во второй части упражнения сравниваются сочетания сущ. + сущ., где возможна и невозможна замена на синонимические сочетания прил. + сущ. Методическая рекомендация. Учитель может обратить внимание на особенность главного слова – имени существительного в словосочетаниях 1го столбика: образованы от глаголов, называют действие. Поэтому там невозможна синонимическая замена. При определении синтаксической функции существительного важно обращать внимание на значение зависимого слова: называет предмет или признак (принадлежность). После наблюдения ученики формулируют вывод. 2. Чтение текста в рамке. – Назовите приём, который помогает разграничить существительное в роли дополнения и в роли определения. (Синонимическая замена.) – Приведите свои примеры. | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений. | 1. Упр. 449 – развивается умение разграничивать имена существительные в роли дополнения и в роли определения. Совместная разработка алгоритма. 1) Найти имя существительное. 2) Установить его связь с другими словами в предложении. 3) Если есть связь с именем существительным, попробовать заменить синонимичным сочетанием прил. + сущ. и определить значение (предмета или признака). 4) Если замена возможна и есть значение признака, существительное в роли определения. 5) Если замена невозможна и есть значение предмета, существительное в роли дополнения. С 2. Творческое конструирование. – Преобразуйте словосочетания так, чтобы в роли определения было имя существительное. какой? какой? прил. сущ. Например: кирпичный дом – дом из кирпича. – Что для этого нужно сделать? (Заменить прилагательное однокоренным существительным.) Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем. Приведите 1–2 аналогичных примера.
|
Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм, схему). 3. Конструировать модели объектов.
Коммуникативные УУД: 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Осуществлять коллективное взаимодействие, совместно вырабатывать алгоритмы учебных действий. |
VI. Итог урока. | – Что нового узнали на уроке? – Запишите это новое в виде ключевых слов. – Дополните зарифмованное правило А.И. Косоговского «Определение» полученными на уроке сведениями (можно прозой, можно стихами): Определение Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты. (Прилагательным обычно выражено определение. Часто, но не всегда. Может определение Именем существительным Выражаться иногда.)
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? - Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? - Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал). - По каким критериям будете оценивать себя? | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. Упр. 450. 2. Рассказать об определении как члене предложения. |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |