Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 108 Тема:Имя существительное в роли дополнения.Прямое и косвенное дополнение

УРОК 108

Тема:Имя существительное в роли дополнения.Прямое и косвенное дополнение

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рас­суждения.

6/4ЛР: находить существительные в роли дополнения в предложении  и тексте, разграничивать прямые и косвенные дополнения, графически обозначать связь дополнений с другими членами предложения, анализировать предложения с однородными дополнениями,  пунктуационно их оформлять.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

 

Слуховой диктант.

Овал: -На доске изображена схема:     –  :          ,        ,        .

 

Учитель читает фрагмент текста («Дидактический материал», 5­й кл., упр. 136).

Ученики записывают предложение, которое соответствует схеме.

Воскресным утром у пруда закуковала кукушка…

Весь сад слушал кукушку. Все загадали судьбу: божьи коровки, птицы, лягушки. Кукушка откуковала и улетела. И ещё засвистел весь сад, зашумел листьями.

– Объясните постановку знаков препинания, обозначьте знакомые орфограммы.

– Перестройте предложение так, чтобы в нём нужно было поставить тире.

– Придумайте другие задания для языковой разминки. 

– Приведите пример из домашнего задания, который подходит под схему, записанную на доске. Каким членом предложения являются в этом предложении однородные члены?         

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть разными видами аудирования (ознакомительным, выборочным).

3. Адекватно понимать информацию, представленную в разных формах (графической, словесной)

 

III. Формулирование темы и цели урока.

 

Закончите рифмовку и сформулируйте тему урока:

Вопросы косвенных падежей

Ты безошибочно знаешь уже,

Если задашь их без промедления,

Тут же отыщутся … (что?) (дополнения).

– Прочтите название § 49 и скажите, что нового о дополнении мы узнаем на уроке.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Актуализация изученного.

 

1. Работа в парах по вопросам для повторения.

– Обсудите и составьте на основе вопросов мини­рассказ о дополнении, приводя примеры.

2. Упр. 442 – наблюдение над ролью дополнений в тексте.

Запись словосочетаний по схеме.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть разными видами монолога и диалога.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

V. Освоение нового материала.

 

1. Чтение текста определения  в рамке.

– Какую новую информацию вы получили, прочитав определение?

– Достаточно ли определить падеж (В. или Р.), чтобы сказать, что перед нами прямое дополнение?

– Представьте информацию о прямом и косвенном дополнении в виде схемы.

 (См. материал предметного диска – схема «Прямые и косвенные дополнения»  к  п. 49).

 

2. Работа по вопросам и заданиям после текста в рамке.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (поисковым, изучающим).

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

 

VI. Развитие учебно­языковых умений.

 

Упр. 443 – развивается умение находить в тексте дополнения, отличать прямые дополнения от косвенных, обозначать связь дополнения с главными для них словами.

– С какими членами предложения связаны дополнения? Как вы графически покажете эту связь?

Можно предложить выписывать группами (в столбик): прямые дополнения и косвенные дополнения.

Упр. 444 – развивается умение различать в тексте имена существительные в роли подлежащего и дополнения, графически обозначать связь дополнений с другими членами предложения.

Выполняется в парах.

Словарная работа. Прочитайте словарные слова в рамках на с. 64 и 66. Запишите их. Запомните правописание этих слов. Подберите и запишите к ним однокоренные слова других частей речи. Подчеркните орфограммы. Взаимопроверка.

Упр. 445 – развивается умение разграничивать прямое и косвенное дополнение в тексте, пунктуационно оформлять предложения с однородными дополнениями, составлять схемы таких предложений.

Самостоятельно. Взаимопроверка.

Упр. 446 – развитие умений видеть однородные дополнения и разделять их знаками препинания, конструировать предложения с прямыми дополнениями. Работа над развитием устной научно­учебной речи.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Строить связное монологическое высказывание.

ТОУУ

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, группировать.

2. Самостоятельно решать учебные задачи.

 

VII. Итог урока.

 

– Продолжите фразу: «На уроке я научился(лась)...».

– Найдите лишнее словосочетание: прямое дополнение, косвенное дополнение, группа сказуемого, окончания существительных, однородные дополнения.

– Проверьте себя, прочитав ключевые слова темы в конце § 49.

 

- Вспомните, какую задачу поставили на уроке? К какому решению пришли?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

 

        

1. Определение в рамке.

2. Упр. 447.

3. Словарные слова записать в словарик.

 

 

 

[ Скачать с сервера (53.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.