Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 107 Тема:Имя существительное как член предложения.Имя существительное в роли подлежащего.Однородные подлежащие и знаки препинания при

УРОК 107

Тема:Имя существительное как член предложения.Имя существительное в роли подлежащего.Однородные подлежащие и знаки препинания при них

 

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, план,  ключевые слова).

6/4ЛР: анализировать и моделировать предложения с однородными подлежащими, а также однородными членами при обобщающих словах – подлежащих, правильно интонировать и пунктуационно оформлять такие предложения, составлять их схемы, конструировать предложения по схемам.

 

Ход урока.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Проверочная тестовая работа.

 

 

Выполняется в ТСР самостоятельная работа № 12 (задание 7).

 

 

ТОУУ

 

III. Формулирование темы и целей урока.

 

Словарный диктант: существительное, бегемот, присягать, член предложения, однородные подлежащие, столяр, пансионат, знаки препинания, компьютер.

Взаимопроверка.

– Подчеркните слова, относящиеся к теме «Наука о языке».

– Назовите тему урока, используя эти ключевые слова.

– Сформулируйте цель урока. (Определить синтаксическую роль имени существительного.)

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

 

IV. Актуализация изученного.

 

1. Беседа по вопросам в учебнике § 48 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

2. Упр. 436 – наблюдение над синтаксической ролью имён существительных в тексте.

Можно установить соотношение: количество употреблений в роли подлежащего и в роли второстепенных членов предложения.

Синтаксический разбор последнего предложения в тексте упр. 436.

3. Чтение текста в рамке.

4. Упр. 437 – устное словесное рисование.

Ученики по окончании работы делают вывод: в тексте все предложения состоят только из имён существительных. Это придаёт тексту выразительность, помогает передать настроение (ключевые слова вечер, одиночество).

5. Упр. 438 – наблюдение над однородными подлежащими, актуализация знаний о постановке знаков препинания между однородными членами.

Выполняется письменно выборочно.

I вариант: выписать предложения с повторяющимся союзом и при однородных подлежащих.

II вариант: выписать предложение, соответствующее схеме:
     ,         и       .

Формулировка правила каждым вариантом.

6. Чтение текста в рамке после упр. 438.

– Есть ли новая информация в этом правиле?

– Чем оно отличается от общего правила постановки знаков препинания при однородных членах? (Сказано о подлежащем.)

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим).

3. Извлекать информацию из текста, преобразовывать ее (строить последовательность, составлять схему).

 

Коммуникативные УУД:

1. Владеть монологической  речью.

3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников.

4. Слушать и слышать друг друга, строить продуктивное речевое взаимодействие.

ТОУУ

V. Формулирование задачи урока, углубление знаний по теме.

 

1. Выведение задачи урока на основе сравнения схем после рубрики «Определяем основной вопрос урока», сравнение с формулировкой в конце учебника.

2. Упр. 439 – конструирование предложений с обобщающими словами – подлежащими, стоящими до и после однородных членов, постановка знаков препинания с опорой на схемы.

Примечание. Если учитель вводил правило о постановке знаков препинания при обобщающем слове после однородных членов, то ученики могут работать самостоятельно, выписывая по вариантам предложения с разной позицией обобщающего слова.

Составление схем выписанных предложений (должны быть разные схемы).

3. Беседа по итогам наблюдения.

– Когда ставится двоеточие в предложении с однородными членами и обобщающим словом? Приведите пример.

– А когда ставится тире? Приведите пример.

4. Чтение правила в учебнике после упр. 439.

– Сколько частей в правиле?

– Составьте план в виде ключевых слов.

 

Регулятивные УУД:

1. Формулировать задачи урока.

2.  Высказывать предположения о характере деятельности.

3. Проводить наблюдения и контролировать результаты деятельности.

 

VI. Развитие учебно­языковых и правописных умений.

 

1. Графический диктант (не записывая предложений, учащиеся составляют схемы).

Коллективная  проверка с помощью компьютера (на слайде представлены схемы предложений, учитель читает предложения ещё раз).

1)     За стеклом стоят в порядке

         склянки, банки и горшки.

                                                         (С. Михалков)

2) Растворились в темноте рощи, сады, поля. (А. Гайдар)

3) За плодовыми деревьями виднелись мужчины и женщины.
(А. Волков)

4) Хорошие книги любят все: взрослые, старики, дети.

5) Гвоздики, лилии и флоксы – все эти цветы росли в саду у сто­рожа.

6) И ерши, и плотва, и окуни – самая разная рыба осенью уходит в глубокие места.

7) В лесах появляются осенние грибы: рыжики, грузди и опёнки.

2. П. Упр. 440 – развивается умение конструировать предложения с однородными членами при обобщающих словах, выделенных в качестве опорных.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать связи.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (из словесной в графическую).

 

 

VII. Итог урока.

 

– Найдите ошибки в схемах/ см. методичку с графическими обозначениями (также можно вывести на слайде):

1) [   –   ,   –     –   ];

2) [   –   ,  и    –  ];

3) [ и    –   , и    –    и    –   ];

4) [   –   ,   –   ,   –   ];

5) [   –   ,   –    и   –   :   .  ].

 

– Запишите их в исправленном виде.

– Прочитайте ключевые слова в конце темы. Чем их можно дополнить?

– Решена ли задача урока? Какое задание урока было самым интересным?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка (на основе алгоритма самооценки).

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свое мнение.

- Кому и над чем еще следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

ТОУУ

VIII. Домашнее задание.

 

1. Правила в рамках.

2. Упр. 441.

 

 

 

[ Скачать с сервера (51.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.