Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Языковая разминка. | Учитель читает предложение (оно может быть представлено на слайде с помощью компьютера): По утрам [со’нце] [б’й’о,т] [ф б’ис’э,тку] [сквос’] пурпурную лиловую зелёную и лимонную листву. (К. Паустовский) Задание: записать предложение, заменив слова в транскрипции их орфографическим написанием, расставить знаки препинания. – Какие знаки препинания поставили? – Составьте схему предложения. [ – = ~ , ~ , и ~ ~ ]. – В каких словах вы написали ь? Почему? – Какие ещё случаи употребления ь вы знаете? – Запишите по одному слову с этими орфограммами. (Тишь, борьба.) – Определите падеж и склонение имён существительных, выделите окончания. – Поставьте существительное беседка в Р., Д., и П.п. Какие окончания будут у этого существительного? (е и и.) Почему? (I склонение.) Морфологический разбор существительного листву. |
Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Адекватно понимать информацию устного сообщения. 3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
|
III. Постановка учебной проблемы. | Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur105). Работа в группах. Ученики фиксируют противоречие (в Д.п. существительные одного и того же склонения (I) имеют разные окончания – и и е) и формулируют проблемный вопрос: «Почему, в каких случаях нужно писать букву и (а не е – по правилу) в окончании существительного?» |
Регулятивные УУД: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
IV. Открытие новых знаний. | 1. Материал для наблюдений выносится на доску (слайд): – В каком падеже я употребила существительные во 2м столбике? Можно ли сказать однозначно без словосочетания? (Нет, это может быть форма Р., Д. или П.п.) – Сделайте вывод: в каких случаях окончание и пишется у существительных в Р., Д. и П.п.? 2. Упр. 428 – работа по таблице. – Рассмотрите таблицу и найдите в ней информацию, подтверждающую ваши выводы. – В какой графе таблицы она представлена? (I скл., 2й столбик.) – Как называются такие слова? (Исключения.) – Какие ещё группы словисключений вы обнаружили? Как они выделены? (Жирным шрифтом – на ий, ие.) – Что объединяет все эти слова в начальной форме? (Предпоследняя буква И – перед окончанием.) – Почему она подчёркнута двумя чертами? (Это условие выбора написания.) 3. Чтение 1го текста в рамке (2я часть). – Найдите новую информацию в этой части правила. 4. Чтение 2го текста в рамке. – Это другое правило или то же самое? – Назовите ключевые слова урока. – Какой вариант для вас удобнее? Попробуйте сформулировать свой. Составьте на основе текста графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы е, и в безударных падежных окончаниях имен существительных»» к п. 47). | Регулятивные УУД: 1. Искать пути решения проблемы. 2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: 1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим). 2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы. 3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать ее из одной формы в другую (схема).
Коммуникативные УУД: 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
V. Развитие орфографических умений. | Упр. 429 – выработка алгоритма «Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву е–и в безударных падежных окончаниях существительных». Ученики пробуют самостоятельно выстроить ход рассуждений по заданию к упражнению, затем сравнивают с алгоритмом в учебнике. Нужно отметить, что для применения правила важнее всего буква и перед окончанием. Это не только условие, но и опознавательный признак орфограммы: слышишь, пишешь и перед окончанием, значит, и в окончании пиши букву и. Комментируя 3й шаг алгоритма, следует сказать, что чаще мы не подставляем существительное для проверки, а определяем падеж и запоминаем падежное окончание в каждом склонении. Упр. 430 – первичное закрепление умений работать по алгоритму для выбора буквы е–и в безударных падежных окончаниях существительных. Коллективная работа под руководством учителя (3–4 примера), затем самостоятельно. Упр. 431 – развивается умение разграничивать близкие в звуковом отношении концовки в И.п. ед.ч.: ея – ия, ей – ий, ье – ие, предупредить отрицательное взаимодействие навыков – смешение написаний безударных окончаний существительных по правилу и исключений на Ия, Ие, Ий.
|
Познавательные УУД: 1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы. 2. Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм, схему).
Коммуникативные УУД: 1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VI. Итог урока. | VI. Итог урока. – Что нового узнали? – Чему учились? Какие трудности остались? Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки. | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VII. Домашнее задание. | 1. Составить схему правила (уметь рассказать свой вариант правила). 2. ТСР, самостоятельная работа № 12 (Н. задание 3; П. задание 5). |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |