Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 105 Тема:Правописание имён существительных на ­ия, ­ие, ­ий* (с презентацийей)

УРОК 105

 Тема:Правописание имён существительных на ­ия, ­ие, ­ий* (с презентацийей)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, алгоритм, схему), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

4ЛР: распознавать существительные­исключения (слова на ­ия, ­ие, ­ий), писать орфограмму­букву е–и в безударных падежных окончаниях имён существительных, разграничивать написание падежных форм на ­ия, ­ие, ­ий от сходных в звуковом отношении написаний (на ­ея, ­ей, ­ье).

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II. Языковая разминка.

 

 

Учитель читает предложение (оно может быть представлено на слайде с помощью компьютера):

По утрам [со’нце] [б’й’о,т] [ф б’ис’э,тку] [сквос’] пурпурную лиловую зелёную и лимонную листву. (К. Паустовский)

Задание: записать предложение, заменив слова в транскрипции их орфографическим написанием, расставить знаки препинания.

– Какие знаки препинания поставили?

– Составьте схему предложения.  [ – =   ~   ,   ~ , и    ~    ~   ].

–  В каких словах вы написали ь? Почему?

– Какие ещё случаи употребления ь вы знаете?

– Запишите по одному слову с этими орфограммами. (Тишь, борьба.)

– Определите падеж и склонение имён существительных, выделите окончания.

– Поставьте существительное беседка в Р., Д., и П.п. Какие окончания будут у этого существительного? (е и и.) Почему? (I склонение.)

Морфологический разбор существительного листву.

 

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Адекватно понимать информацию устного сообщения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

 

 

III. Постановка учебной проблемы.

 

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока». (Можно воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur105).

 

Работа в группах.

Ученики фиксируют противоречие (в Д.п. существительные одного и того же склонения (I) имеют разные окончания – и и е) и формулируют проблемный вопрос: «Почему, в каких случаях нужно писать букву и (а не е – по правилу) в окончании существительного?»

 

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

 

1. Материал для наблюдений выносится на доску (слайд):


– В каком падеже я употребила существительные во 2­м столбике? Можно ли сказать однозначно без словосочетания? (Нет, это может быть форма Р., Д. или П.п.)

– Сделайте вывод: в каких случаях окончание и пишется у существительных в Р., Д. и П.п.?

2. Упр. 428 – работа по таблице.

– Рассмотрите таблицу и найдите в ней информацию, подтверждающую ваши выводы.

– В какой графе таблицы она представлена? (I скл., 2­й столбик.)

– Как называются такие слова? (Исключения.)

– Какие ещё группы слов­исключений вы обнаружили? Как они выделены? (Жирным шрифтом – на ­ий, ­ие.)

– Что объединяет все эти слова в начальной форме? (Предпоследняя буква И – перед окончанием.)

– Почему она подчёркнута двумя чертами? (Это условие выбора написания.)

3. Чтение 1­го текста в рамке (2­я часть).

– Найдите новую информацию в этой части правила.

4. Чтение 2­го текста в рамке.

– Это другое правило или то же самое?

– Назовите ключевые слова урока.

– Какой вариант для вас удобнее? Попробуйте сформулировать свой.

 

Составьте на основе текста графическую модель орфограммы. (См. материал предметного диска – графическая модель орфограммы «Буквы е, и в безударных падежных окончаниях имен существительных»»  к  п. 47).

 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения, делать выводы.

3. Извлекать информацию, представленную в разных видах (рисунок, текст, схема), преобразовывать ее из одной формы в другую (схема).

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

 

 

V. Развитие орфографических умений.

 

Упр. 429 – выработка алгоритма «Как нужно действовать, чтобы правильно написать букву е–и в безударных падежных окончаниях существительных».

Ученики пробуют самостоятельно выстроить ход рассуждений по заданию к упражнению, затем сравнивают с алгоритмом в учебнике.

Нужно отметить, что для применения правила важнее всего буква и перед окончанием. Это не только условие, но и опознавательный признак орфограммы: слышишь, пишешь и перед окончанием, значит, и в окончании пиши букву и.

Комментируя 3­й шаг алгоритма, следует сказать, что чаще мы не подставляем существительное для проверки, а определяем падеж и запоминаем падежное окончание в каждом склонении.

Упр. 430 – первичное закрепление умений работать по алгоритму для выбора буквы е–и в безударных падежных окончаниях существительных.

Коллективная работа под руководством учителя (3–4 примера), затем самостоятельно.

Упр. 431 – развивается умение разграничивать близкие в звуковом отношении концовки в И.п. ед.ч.: ­ея – ­ия, ­ей – ­ий, ­ье – ­ие, предупредить отрицательное взаимодействие навыков – смешение написаний безударных окончаний существительных по правилу и исключений на ­Ия, ­Ие, ­Ий.



 

 

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, группировать, строить логические рассуждения, делать выводы.

2. Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (алгоритм, схему).

 

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

VI.  Итог урока.

 

VI. Итог урока.

– Что нового узнали?

– Чему учились? Какие трудности остались?

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

1. Составить схему правила (уметь рассказать свой вариант правила).

2. ТСР, самостоятельная работа № 12 (Н. задание 3; П. задание 5).

 

 

 

[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.