Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 101 Тема:Разносклоняемые имена существительные* (с презентацией)

УРОК 101

 Тема:Разносклоняемые имена существительные* (с презентацией)

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки), анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения.

6/4ЛР: распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей.

3ЛР: употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

 

II.  Языковая разминка.

 

Запись под диктовку:

И тут бы, наверное, случилась беда, но вспыхнул Дракон и сгорел без следа.  (Г. Сапгир «Смеянцы»)

Обозначение орфограмм, запись двух­трёх слов с корнем ­гор­.

Синтаксический разбор предложения, составление схемы, пунктуационный разбор (вспоминаем, что на уроке знакомства с вводными словами была группа со значением неуверенности).

Схема: [ = , В, –]1,  но  [      –  и      ]2.

(Записать транскрипцию слова вспыхнул – [фспы,хнул], разделить на слоги и для переноса.)

– Определите, существительного какого склонения нет в этом предложении. Приведите пример (устно).

 

Познавательные УУД:

 1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему).

 

III. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

 

1. Блиц­опрос. (выводится на слайде с помощью компьютера – см. материал предметного диска – блиц-опрос по теме «Склонение имен существительных» к §46).

 

Если высказывание правильное, ученики ставят «+»,  если неправильное – «–» .

1) В русском языке пять падежей.

2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

3) Падеж – это непостоянный признак существительного.

4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.

5) Все падежи, кроме именительного и винительного, называются косвенными.

6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание.

7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение.

Проверьте записи по ключам:  –  –  +   – –  + +. 

– Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки (учитель читает неправильные высказывания).

2. Взаимодиктант.

Ученики (2–3 человека) выборочно диктуют из домашней работы предложения всему классу. Остальные на слух выделяют и выписывают имена существительные, определяют их склонение и падеж. Взаимоконтроль под руководством учителя.

 

ТОУУ

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.

2. Владеть разными видами аудирования.

 

 

ТОУУ

 

IV. Постановка учебной проблемы.

 

 

Наблюдение по учебнику после рубрики «Определяем проблему урока» (тема «Разносклоняемые имена существительные») или воспользоваться презентацией (см. prezent_rus_5kl_ur101).

После распределения имён существительных по группам – самопроверка (следующий слайд):

                         1 скл.                                     2 скл.                                    3 скл.

                         слава                                   плач                                    изморозь

                         Слава                                   поклон                 верность

                         темнота                          болото                                россыпь

                                                                        сумрак

                                                                        звездопад

Ученики выписывают слова время, пламя (они появляются на 3­м слайде), фиксируется внимание на особенности – ср. р., окончание я (на слайде выделяется с помощью гиперссылки выделенным шрифтом (цветом) – МЯ и ср.р.

Формулировка проблемы учениками и сравнение с формулировкой в учебнике.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

 

V. Открытие новых знаний. Решение проблемы.

 

1. Упр. 412 – наблюдение над характером окончаний у существительных на ­мя и слова путь в разных падежных формах, сравнение с окончаниями существительных 2­го и 3­го склонений (можно таблицу окончаний представить на слайде или доске).

Ученики работают по заданиям в упр. 412 и вопросам на понимание (кроме 3).

Делают 1­й вывод: у существительных на ­мя и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.

– Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.

                                         III скл.                                                   II скл.

         Р.п.

         Д.п.                           и                             Тв.п.                    ем

         П.п.

 

– Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в тетрадь.

– Сравните свои выводы с определением в учебнике.

2. Чтение 1­го текста в рамке.

– Назовите ключевое слово. Как называются такие слова? (Сложные.) Дайте его толкование.

3. Упр. 413 – наблюдение над составом разносклоняемых имён существительных – наращением суффикса ­ен­ в основе.

Сначала ученики сравнивают основы разносклоняемых слов в именительном и косвенных падежах (по образцу в учебнике), затем подбирают однокоренные слова, выделяют корень.

– Сделайте 2­й вывод об особенностях разносклоняемых существительных и сравните с правилом в учебнике. 

4. Чтение 2­го текста в рамке.

– Почему буква е в суффиксе ­ен­ подчёркнута одной чертой? (Орфограмма.)

Схема­подсказка для запоминания разносклоняемых существительных. (см. материал предметного диска – схема-подсказка «Запомни разносклоняемые существительные» к  п. 46)

 

                                                         и

                         путь                                                     путь

 

 

бремя                                             время                                    семя

стремя                                          знамя                                    темя

имя                                                 племя

вымя                                               пламя

 

                         путь                                                     путь                                

                                                          ­ЕН­

 

                                                 

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).

3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со  схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.

 

 

VI. Развитие учебно­языковых умений.

 

1. Упр. 414 – развивается умение правильно образовывать и писать формы разносклоняемых имён существительных.

а) Выполняется самостоятельно (можно выписывать только словосочетания с разносклоняемыми существительными, определять их падеж).

Проверка коллективная, под руководством учителя.

– В каких словах добавился суффикс ­ен­? Почему? Выделите орфограмму.

б) Словарно­орфографическая работа (присяга, присягать).

Толкование значений, составление предложений, обозначение орфограмм.

Упр. 415 – развивается умение писать разносклоняемые существительные, графически обозначать орфограмму и условия её выбора.

Выполняется в парах. Ученики диктуют поочерёдно друг другу.

2. Что нужно запомнить во фразах в рамке внизу страницы учебника? Найдите ошибки, исправьте их (устно).

a) Время было в обрез.

б) У тебя нет время потолковать со мной?

в) Сколько время?

 

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.

5. Находить грамматические  и речевые ошибки, исправлять их.

 

VII. Итог урока.

 

– Запишите ключевые слова урока.

– Назовите все 11 разносклоняемых существительных (по схеме в виде эстафеты несколько раз).

- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

- По каким критериям будете оценивать себя?

 

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VIII.  Домашнее задание.

 

1. Выучить разносклоняемые существительные.

2. Упр. 416.

3. Словарные слова записать в словарик.

 

 

 

[ Скачать с сервера (59.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.