Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа

Русский язык
5 класс

УРОК 100 Тема: Падеж. Склонение имён существительных

УРОК 100

 Тема: Падеж. Склонение имён существительных

 

Тип урока. Урок обобщения и углубления знаний и умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями, перерабатывать (составлять план) и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, таблицу, ключевые слова).

6/4ЛР: определять падеж и склонение имён существительных, правильно писать имена существительные, оканчивающиеся на шипящий.

3ЛР: создавать тексты­описания по опорным словам­именам существительным (писать сочинение­миниатюру).

 

Ход урока

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Проверка готовности к уроку.

 

II. Языковая разминка.

 

 

Запись предложений под диктовку:

Крутит ветер фонари на реке Фонтанке. Спите, дети, до зари, с вами добрый ангел. (А. Башлачёв)

– Обозначьте все орфограммы.

П.  Составьте схему второго предложения. (Схема составляется с помощью учителя: [ = ,       ]1,   [ – ]2.)

– Укажите над именами существительными род, число и падеж.

.

 

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.

2. Преобразовывать информацию (несплошной текст в схемы, графические образцы).

 

 

III. Формулирование темы урока, планирование деятельности.

 

 

 

– Послушайте грамматическую сказку и вопрос и сформулируйте тему урока.

Сказка

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

Родился – стал Родительный.

Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательным.

Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом он подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный.

Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

(В. Волина)

– О чём идёт речь? (О падежах.)

– А как называются все падежи вместе (изменение по падежам)? (Склонение.)

– Запишите тему урока.

– Определите цель урока, составьте его план (можно вопросный).

Примерный вариант плана.

1) Какие есть падежи?

2) Как определить падеж?

3) Какие бывают склонения?

4) Как определить склонение?

5) Как пишутся падежные окончания существительных?

План зафиксировать на доске (можно в виде ключевых слов: падежи, как? склонение, как? окончание). Он должен оставаться на доске для самоконтроля до конца урока.

 

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3. Самостоятельно планировать деятельность.

IV. Обобщение и углубление изученного.

 

1. Повторение падежей.

Работа по вопросам § 46 после рубрики «Вспоминаем то, что знаем».

После ответа на 1­й вопрос:

а) Игра «Узнай падеж».

Учитель называет вопросы, или вспомогательные слова, или предлоги, ученики должны определить падеж.

Материал для игры:

кому? (Д.);

«вижу» (В.);

нет (Р.);

«щедрый» падеж (Д.);

без предлога не употребляется (П.);

подлежащее (И.);

«падеж­работяга» (кем? чем?) (Т.);

кого? (В., Р.);

что? (И., В.);

о, об (П.).

б) – Запишите названия всех падежей и (назовите) вопросы, на которые они отвечают.

– Сколько вопросов нужно задавать при определении падежа? (Обязательно два.) Почему? (В некоторых падежах вопросы совпадают.)

 

Методическая рекомендация. Учителю важно помнить, что падеж – это грамматическая (морфолого­синтаксическая) категория, поэтому вопрос обязательно должен быть двойным, независимо от того, к одушевлённому или неодушевлённому существительному мы его задаём. Вопрос выявляет только зависимость между словами, а не смысловые отношения.

 

–  Назовите косвенные падежи.

в) – Проверьте себя, прочитав текст в рамке.

– Есть ли новая для вас информация?

г) – Как определить падеж? Что ещё нужно знать, кроме вопросов?

– Изобразите все приёмы определения падежа в виде ключевых слов, схемы, символов. (Двойной, слово­помощник, предлог,   .)

2. Повторение склонения имён существительных.

а) Упр. 406 – наблюдение над словами с корнем ­клон­, выявление общего лексического значения корня.

Упр. 407 – осмысление лексического значения слова склонить.

После версий учеников можно обратиться к словарю (работают 1–2 человека с толковым словарём, обобщают и уточняют сказанное учениками). (Три значения: 1) склонять (голову); 2) склонять (к участию в чём­либо); 3) склонять (имя существительное).)

б) Работа по вопросам после упр. 407.

Работают в группах.

В результате ученики составляют схему (таблицу), отвечают на вопросы. (См. материал предметного диска – таблица-опора «Склонение имен существительных» к §46).

 

 

 Склонение имён существительных

 

I

II

III

Ж.р. и М.р.

М.р. и Ср.р.

Ж.р.

а, я

      ,  ь     , о, е

ь     

 

 

 – Что сначала нужно сделать, чтобы определить склонение существительного в тексте? (Поставить в начальную форму – И.п.)

 

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), приемами продуктивного чтения.

2. Извлекать информацию из разных источников.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу, символ, ключевые слова).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Договариваясь, проектировать в группе (паре) учебную деятельность: обсуждать вопросы, формулировать выводы и представлять их в устной и письменной форме.

 

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

V. Развитие учебно­языковых, речевых и орфографических умений.

 

 

Упр. 408 (осложнённое распределительное списывание) – развивается умение писать имена существительные с орфограммой­буквой ь после букв шипящих на конце слова и группировать их по типам склонения.

Работа в парах. Коллективная проверка.

Лексическая работа со словарём.

– Что ещё объединяет слова со «звёздочкой», значение которых надо посмотреть в словаре? (Оканчиваются на ­аж (­яж), заимствованы из других языков.)

Упр. 409 – развивается умение находить имена существительные в тексте, определять их падеж и склонение, пунктуационно оформлять предложения с однородными членами.

Упр. 411 – развиваются умения связной устной и письменной речи – создавать текст­описание по опорным словам (сочинение­миниатюра, описание пейзажа).

Устные варианты можно прослушать в классе, письменно выполнить дома.

 

 

Познавательные УУД:

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации, понимать основную и дополнительную информацию текста.

2. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

3. Владеть навыками аудирования (ознакомительного, выборочного, детального).

Коммуникативные УУД:

 

Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики.

 

 

VI.  Итог урока.

 

– Каков был план урока?

– Все ли вопросы мы рассмотрели? Чем будем заниматься на следующих   уроках?

Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.

Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VII. Домашнее задание.

 

Упр. 410.

 

 

 

 

 

[ Скачать с сервера (56.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Основная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.