Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
4 класс

Уроки 8–9. Тема. Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень. Конструкция предмета.

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Уроки 8–9.

Тема. Градации светотени.

Рефлекс. Падающая тень.

Конструкция предмета.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Определять, откуда на постановку падает свет и как в зависимости от этого на предметах распределяется светотень. Определять, где на предмете самое тёмное и самое светлое место. Расширить понятие о светотени: хорошо различать, где на предметах свет, тень, полутень, блик, рефлекс и падающая тень. Иметь понятие о конструкции предмета.

2ЛР: Выполнять упражнения на передачу формы и объёма предмета с помощью штриховки.

3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения графики, выражать своё отношение к ним.

Обязательный минимум содержанияпадающая тень, источник света, светотень (самое светлое и самое тёмное место), штриховка (Н), свет, тень, полутень, блик, рефлекс, конструкция (П).

(Н  необходимый уровень, П  повышенный уровень.)

Зрительный ряд: учебные рисунки.

 

Этапы урока

Содержание

 

Формирование УУД

1-й урок

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока «Градации светотени. Рефлекс. Падающая тень», рисует на доске шар или цилиндр, показывает, где расположен источник света, и просит ответить на вопросы:

– Мы уже изучали с вами, как распределяется свет и тень по поверхности предмета. Попробуйте распределить на поверхности предмета свет и тень.

 

 

– Как вы думаете, какое место будет самым тёмным на предмете?

– А теперь прищурьтесь и рассмотрите на изображении (это может быть учебный рисунок, фотография или постановка с хорошим освещением) то место, которое вы обозначили как самое тёмное. Что вы видите?

– Т.е. мы думали с вами, что хорошо знаем, как распределяется светотень по поверхности, а на самом деле оказалось, что не всё мы знаем.

 

 

Ученики отвечают на вопросы, выполняют задание.

 

 

 

 

Один ученик выходит к доске и показывает свет, полутень, тень, возможно, покажет падающую тень.

 

– С противоположного края от источника света.

– Оно светлее, чем то место, которое расположено ближе к источнику света.

 

Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов:

познавательные действия;

регулятивные действия;

коммуникативные действия;

личностные результаты.

 

 

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить?

 

– Как распределяется   светотень по поверхности предмета?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

 

Совместно с учителем определять цель действий.

 

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с учебными рисунками.

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 24, рассмотреть изображения,   прочитать надписи под учебным рисунком и, работая в парах, проанализировать рисунок.

– Рассмотрите учебный рисунок, прочитайте надписи и предположите, как распределяются все элементы светотени на поверхности предмета и вне его? Проверьте себя по рисунку справа и по тексту.

Если есть возможность распечатать учебный рисунок на каждую парту, можно попросить ребят расставить цифры, обозначающие элементы светотени на свои места.

 

 

 

 Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают.

 

 

 

 

 

Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

 

 

2. Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь на с. 8–9 и выполнить упражнения на штриховку.

– Чтобы добиться той же формы, что и на образцах,   необходимо постепенно увеличивать количество слоёв штриховки.

– На что похожи те рисунки, которые у вас получились?

 

 

 

 

 Дети выполняют упражнения.

 

 

Отвечают.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

 

IV. Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

 

Отвечают.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

V. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает ребятам выполнить в рабочей тетради задание 4.

– Завершите штриховку центрального рисунка так,   чтобы с помощью светотени передать переплетение орнамента.

 

 

Выполняют.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму.

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

 

 

Отвечают.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

VII. Домашнее задание.

 

– Выполнить рисунок шара или цилиндра, распределяя светотень по поверхности.

– Принести альбом, карандаш, рабочую тетрадь, ластик.

 

 

Записывают.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2-й урок темы

 

 

I. Актуализация знаний.

 

Учитель записывает тему урока «Градации светотени. Конструкция предмета», напоминает проблемный вопрос прошлого урока, просит открыть учебник на с. 25 и выполнить задание.

– Определите на рисунке вазы положение источника света и покажите, где на её поверхности находится свет, полутень, тень, рефлекс и где находиться падающая тень.

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

 

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с учебными рисунками.

Работа с текстом.

 

 1. Учитель предлагает ребятам открыть учебник на с. 25 и рассмотреть конструкцию вазы.

– Чтобы лучше себе представить форму предмета, нужно изучить его конструкцию (строение). Рассмотрите рисунок-конструкцию вазы и определите, из каких частей состоит предмет?

– Подумайте, каковы особенности распределения светотени на различных поверхностях этой вазы в зависимости от положения   источника света? Можно выбрать два положения источника света: сверху слева и снизу справа.

 

 

 

 

 

 Ученики рассматривают рисунок и отвечают.

 

– Ваза симметричная, состоит из элементов,   которые напоминают конус, есть и цилиндры.

 

Отвечают.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

2. Учитель предлагает открыть рабочую тетрадь на с. 10–11 и выполнить задание 2.

– Изучите, как передан объём рельефов из геометрических тел на образцах. Определите, где на этих рисунках свет, тень, и полутень. Обратите внимание на направление света.

 

Отвечают.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

 

 

III. Выражение решения проблемы.

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

 

Отвечают.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

IV. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает детям выполнить в рабочей тетради на с. 10–11 задания 3 и 4.

– Постарайтесь передать форму рельефа, можете изменить направление источника света.

 

Выполняют.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Выполняют.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

VI. Домашнее задание.

– Принести альбом, рабочую тетрадь, гуашь, кисть № 8, цветную бумагу, природный материал, ножницы, клей, фломастеры, карандаш.

Учитель готовит четыре листа бумаги формата А2, можно использовать тонированную бумагу разного цвета.

 

 

Записывают.

 

[ Скачать с сервера (100.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.