Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Уроки 71-74. Внеклассное чтение. Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»

Урок 71–72.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Тема: Внеклассное чтение.

 

Мир детства в рассказе А.П. Чехова «Мальчики».

Чеховские мальчики

Структуру урока внеклассного чтения, посвящённого чтению и обсуждению одного текста, см. в материалах к уроку 43.

 

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Рассматривание сборников рассказов Чехова.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

До работы с текстом рассказа А.П. Чехова можно ознакомиться с рассказом И. Шмелёва «Как я встречался с Чеховым». Вывод может быть таким: об одной встрече рассказали два писателя. Для Шмелёва особенно был интересен взрослый, с которым ребята встретились на рыбалке, для Чехова – мальчики, мечтающие о путешествиях и приключениях.

– Какими же он их увидел? Как сумел после единственной встречи представить себе их характеры, образ жизни, семьи? Два мальчика такие разные. Можно ли сказать, что каждый из них симпатичен автору?

– Чем? Что замечательного он рассмотрел в Володе и Чечевицыне?

Работа с текстом во время чтения.

1) Выявление первичного восприятия после самостоятельного чтения текста дома (или в классе).

– Встреча Чехова с мальчиками в реальной жизни настолько запечатлелась в его памяти, что он даже, написав рассказ, сделал пометку:

«Сценка». Это значит, что действие динамично, его легко представить, разделить на отдельные картины. Какой фрагмент рассказа вам запомнился особенно? Чем?

– Какие бы отдельные сцены вы выделили в рассказе?

а) сцена приезда;

б) сцена в столовой;

в) сцена в детской;

г) разговор Чечевицына с Катей;

д) сцена подслушивания;

е) сцена прощания Володи с близкими;

ё) разговор Чечевицына с Володей;

ж) поиски мальчиков;

з) сцена возвращения беглецов;

и) сцена отъезда Чечевицына.

2) Выборочное чтение рассказа.

1-я сцена.

Суета, шум и гам вокруг Володи – «всё смешалось в один сплошной радостный звук». Володю Королёва дома ждут, его любят, ему все рады.

Первая характеристика Володи – «Володечка».

Вокруг Чечевицына иная атмосфера, он стоит в углу, неподвижно, в тени.

Первая характеристика – маленький человек.

Выводы:

1) С самого начала очевидно, что мальчики очень разные, это чувствует мать (говорит шёпотом), но совершенно не замечает отец (называет его Черепицыным).

2) Безусловно, автору нравятся эти мальчики – отсюда такое описание промёрзшего Володи, прямое введение авторского «я» в текст: «глядя на него, хотелось озябнуть и сказать: "бррр"».

2-я сцена.

Начинается опять с зарисовки (зимнее солнышко). Всё описание пронизано теплом, добром, чистотой, любованием и любовью к мальчикам – в этой сцене присутствие автора очевидно.

Два портрета мальчиков даны глазами сестёр – всё строится на контрасте. Замечателен вывод, который делают девочки, разглядывая очень некрасивого Чечевицына: «Это, должно быть, очень умный и учёный человек». Оба мальчика погружены в свои мысли, но Володя не выдерживает и фразой «А в Калифорнии вместо чаю пьют джин» пытается привлечь внимание сестёр к тому, что его тревожит.

 

3-я сцена.

Взрослые с девочками заняты приготовлением к Рождеству, они не замечают, что с мальчиками что-то не так.

Становится ясно, что привлекает Володю в побеге в Америку: Калифорния, сказочная земля.

4-я сцена.

«Поединок» Кати и Чечевицына. Он, конечно, не умеет кататься на коньках, но последнее слово остаётся за ним, хотя это даётся ему непросто («неловко», «сурово», «угрюмо»). При чтении этой части не стоит увлекаться словарной работой и разъяснять, кто такие бизоны и пр., ведь Чечевицын и добивается того, чтобы было непонятно, загадочно, таинственно.

5-я сцена.

Уточняются планы мальчиков, их готовность к побегу (автор явно улыбается!), окончательно определяется главенство Чечевицына в паре с Володей.

6-я сцена.

Главное, чтобы ребята поняли: Володя не просто трусит, в первую очередь он думает о маме, близких, которых очень любит. Ему плохо и трудно сделать выбор между любимым домом и перспективами жизни в Калифорнии.

7-я сцена.

Выразительное чтение диалога: напористая сила Чечевицына и слабость, нерешительность Володи.

Выбор девочек в пользу Чечевицына.

8-я сцена.

Напряжённость действия передаётся предложениями без подлежащих – «послали», «ходили» и т.д. Выделяется автором только мама – не случайно, Володя к ней был так привязан.

 

 

9-я сцена.

Всё повторяется: крики, суета – но нет радости и веселья. Володя раскаивается и переживает.

10-я сцена.

Чечевицын ни в чём не раскаивается. Вероятно, его мать – дама тоже гордая и независимая, и вряд ли она накажет своего сына.

Чтение текста ведётся совместно, главное – помочь ученикам вести диалог с автором, получить удовольствие от чтения рассказа.

Работа с текстом после чтения.

1) Беседа с учащимися:

– Как относится автор к своим героям? Чем привлекает его каждый из мальчиков?

– Согласны ли вы с утверждением, что Чехов прекрасно умел показать внутренний мир ребёнка, его характер? Обоснуйте свою точку зрения.

– Чем увлекались мальчики времён Чехова, какие подвиги стремились совершить? Похожи ли они на вас? Можно ли то время считать принципиально иным?

– «Наши детёныши, начитавшись Майн Рида и Купера, удирали из родительских домов и изображали бегство в Америку», – писал Чехов в журнале «Осколки». Какую фразу о современных детях можно напечатать в компьютерном журнале?

2) Творческая работа.

– Как сложится будущее Володи и Чечевицына?

3) Самостоятельная работа учащихся с текстом «Три сестры в рассказе Чехова» (чтение, наблюдения, выводы).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

 

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

Чтение текстов по выбору:

1. А. Чехов «Детвора», «Каштанка».

2. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник».

3. Л. Андреев «Петька на даче».

4. А. Куприн «Белый пудель».

5. Д. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».

6. К. Станюкович «Максимка».

7. В. Короленко «В дурном обществе».

 

 

 

 

 

Урок 73–74.

Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...

Резервные уроки

Учитель планирует эти уроки по своему усмотрению.

[ Скачать с сервера (77.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.