Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
2 класс

Уроки 29–30 (с презентациями). Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы.

Уроки 29–30 (с презентациями).

 

Тема. Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф. Иероглифы.

 

Цели по линиям развития:

1ЛР: Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (на примере древнеегипетской росписи и скульптуры). Отличать рельеф от круглой скульптуры. Иметь представление о письменности Древнего Египта, об иероглифах. Уметь выполнять простейшие рисунки человека в стиле древнеегипетского рельефа. Уметь изображать простейшие иероглифы. Продолжить овладение приёмами работы гуашью.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения древнеегипетского искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере скульптурного портрета царицы Нефертити, росписей и рельефов царских гробниц.

Обязательный минимум содержания: древнеегипетские роспись и скульптура (Н), каноны, рельеф, иероглифы (П). (Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: скульптурный портрет царицы Нефертити, росписи и рельефы со стен царских гробниц, иероглифические надписи, схема изображения человека по клеткам.

 

Дополнительный материал для учителя.

Искусство Древнего Египта

Древнеегипетское искусство не предназначалось для осмотра. Оно служило многочисленным культовым и магическим целям. В изобразительном искусстве отражалось нечто большее, чем просто облики прекрасных людей в их повседневном существовании, большее, чем просто красивая природа, большее, чем повседневность. Оно «оживляло» образ, вносило в него нетленность, божественность, скрытый смысл.

Само искусство рассматривалось египтянами как один из актов деяния богов, а потому считалось божественным и священным. Там, где древние тексты обращаются к теме творения, большинство из них непременно связывают бога Птаха с созданием искусств, ремёсел, строительством храмов. По велению сердца, облечённому в слово, Птах, сотворив богов, основал их храмы и создал их тела, воплощением которых служили культовые статуи богов. Высший жрец бога Птаха носил титул «старейшина художников». Искусству в Древнем Египте отводилась необычайно важная роль: оно должно было стать мостом между земным и божественным. Скульптурные и живописные изображения божеств должны были стать «телом» для богов, дать им возможность жить на земле.

Росписи и рельефы гробниц призваны были помочь душе покинувшего этот мир достичь мира божественного и обрести новую жизнь. Не случайно у самих египтян слово «художник» имело значение «творящий жизнь».

Существует мнение, что скульптура, рельефы и фрески изображали не портрет человека, а его Ка – душу, высшую, невидимую часть человека, идеальный образ. Древнеегипетское искусство исключало одушевление и увековечивание старости, болезни, смерти и несовершенства мира, передавая лишь истинный, совершенный облик предмета, человека, Вселенной. Ка, как двойник человека, живущий в невидимом мире, отвечал за него перед богами. 

Древние тексты на папирусах и стенах храмов хранят упоминания о трактатах, содержащих правила создания художественных произведений и строительства храмов. Согласно легендам, величайшие художники и архитекторы получали непосредственно от богов книги, содержащие священное знание. Жрецы-художники являлись хранителями этих знаний, передавая их из поколения в поколение. Сами традиции воспринимались не как свод необходимых правил, а как нечто священное, переданное людям в качестве божественного откровения.

Что такое канон? Само слово «канон» в переводе с греческого означает «закон», «правило». В этом понимании каноном древнеегипетского искусства мы можем назвать свод правил, законов создания художественного произведения, позволяющих осуществиться предназначению искусства – стать посредником между миром богов и миром людей. Канон был стержнем искусства на протяжении всего существования египетского государства. Менялись стили и технические приёмы изображения, развивались и обновлялись традиции, канон же оставался неизменным.

В круг понятий, охваченных каноном, входили: сюжеты, позы, жесты, размеры фигур и предметов. Кроме этого, правила канона распространялись также на выбор материала и цвета в различных видах искусства. Регламентировался также порядок проведения работ.

Существовали правила и каноны изображения человека стоящего, идущего, сидящего, коленопреклонённого и т.д. Существовали они также для изображения цветка лотоса, священных животных и различных предметов. Отказ от изображения перспективы, цветовых рефлексов, теней должен был помочь изобразить вещи такими, какие они есть на самом деле.

Изображение человека на плоскости непривычно с точки зрения современного человека. Фигура дана одновременно и спереди, и сбоку. Художник старался показать человеческое тело наиболее всесторонне. При этом он, переводя объёмную фигуру на плоскость, не прибегает к условному сокращению, а показывает её с наиболее характерных для человеческой фигуры точек зрения: плечи, руки и глаза – в фас, голова и ноги – в профиль. Женщины изображались со светлой кожей, мужчины – с тёмной, умершие – со скрещенными руками, живые – с опущенными.

 

 

 

 

 

 

 

Древнеегипетская письменность

Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисунчатым): слова изображались наглядными рисунками, например:

N5

 – солнце,

E2

 – бык.

Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, например знаком

N25

(горы) – горную, то есть чужеземную, страну;

N5

(солнце) – слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём.

Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.

Позже появляются звуковые знаки (фонограммы), в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной. В Рабочей тетради на с. 48–49 представлены как раз фонограммы.

Итак, среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).

Количество иероглифических знаков постоянно увеличивалось. Так, в период Старого царства их было 800, а в период греко-римского правления – более 6000.

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок темы

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф», рассказывает детям историю о маленькой девочке и её путешествии в Египет и просит ответить на вопросы.

 

Жила-была одна маленькая девочка по имени Маша. И обладала она необычной чертой характера: её никто не мог ничем удивить. Мама уже не знала, что и делать, водила её в интересные музеи, читала увлекательные книги, рассказывала удивительные истории, но всё напрасно. Девочка только и знай твердила:

– Ерунда, ничего необычного.

Однажды отправились они путешествовать в Египет и добрались до самых пирамид. Мама предложила Маше спуститься в древнюю гробницу фараона (царя Египта), но Маша, как всегда, закапризничала.

– Что я там не видела? Скукотища.

Но мама настояла, и они вошли в тёмное помещение, освещённое только факелом. И вот тут-то девочка остолбенела, таких необычных росписей и рельефов она ещё не видела.

 

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

 

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

 

 

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Итак, какой вопрос у вас возникает?

 

– Что необычного можно увидеть в древнеегипетских гробницах?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

 

III. Выдвижение гипотез.

 

– Может быть, у кого-то есть своя гипотеза, предположение?

 

Предполагают.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54, 55, рассмотреть древнеегипетские рельефы и ответить на вопросы:

– Рассмотрите цветной рельеф из царской гробницы на с. 55 учебника. Как повёрнуты на нём голова, плечи, туловище, ноги?

 

 

– Что ещё необычного вы видите на рельефе?

 

– Сравните этот рельеф с росписью стены гробницы на с. 54 учебника. Чем они похожи, а чем отличаются?

 

 

1. Ученики рассматривают рельеф и отвечают на вопросы.

 

– Голова и ноги повёрнуты боком (в профиль), а плечи, туловище – прямо (в фас).

 

 

– Фигуры очень похожи между собой.

– На рельефе выпуклое изображение, а на росписи – плоское, но повороты фигур и сами фигуры похожи.

 

 

2. Учитель предлагает рассмотреть чёрно-белую фотографию рельефа на с. 55 и ответить на вопросы:

– Рассмотрите фигуру на рельефе и скажите, что необычного вы видите?

– Как вы думаете, почему фигура расчерчена на квадратики?

– Откройте учебник на с. 53 и прочитайте первый абзац текста.

 – Почему все фигуры росписей и рельефов похожи между собой?

 

 

 

 

 

– Совершенно верно, и египетские жрецы (служители храмов) строго следили за этим, ведь все росписи, рельефы и скульптуры в гробницах предназначались для богов, а не для людей. Вся жизнь египтянина представлялась как путь в загробный мир, в вечную жизнь, к богам, поэтому чаще всего людей изображали идущими к этой вечной жизни. Но предстать перед богами нужно было во всей красе, художники не могли изобразить фигуру с изъяном, поэтому и изображали фигуру с разных сторон (и в профиль, и в фас), чтобы показать, что всё на месте: две руки, две ноги.

 

 

2. Ученики рассматривают рельеф и отвечают на вопросы.

 

– Фигура расчерчена на квадратики.

Затрудняются.

 

Читают.

 

– Все фигуры похожи, потому что художники пользовались образцом – каноном, с которого по клеткам переносили рисунок на стену.

 

3. Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок головы египетского юноши или девушки, используя клетчатую бумагу и руководствуясь образцами на

с. 46–47 в Рабочей тетради. Если детям трудно справится с рисунком головы, то учитель может предложить выполнить более простой рисунок со

с. 48  в  Рабочей тетради, например сокола (А).

– Чтобы выполнить изображение по клеткам, нужно скопировать рисунок каждой клетки.

 

 

3. Выполняют.

 

 

V. Выражение решения проблемы.

 

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

Отвечают.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает ребятам выполнить фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа, руководствуясь образцом на с. 46–47 в Рабочей тетради, задания 2 и 3:

 

– Переведите на кальку фигуру девушки или юноши с центрального разворота.

– Возьмите лист тонированной бумаги песочного цвета и переведите с кальки на него рисунок.

– Выложите на палитру чайную ложечку белой краски и немного коричневой. Добавляя в белую краску коричневую, пропишите тени на фигуре с одной стороны, противоположной источнику света, как показано на образце.

– Добавьте больше коричневой краски и пропишите падающие тени со стороны, противоположной источнику света.

– Промойте кисть, наберите чистой белой краски и пропишите блики со стороны источника света, как показано на образце.

 

Выполняют.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Отвечают.

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

– Принести альбом, Рабочую тетрадь, карандаш, фломастеры, цветные карандаши.

 

Записывают.


[ Скачать с сервера (138.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.