Изобразительное искусство |
|
– солнце,
|
– бык.
Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, например знаком
|
(горы) – горную, то есть чужеземную, страну;
|
(солнце) – слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём.
Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.
Позже появляются звуковые знаки (фонограммы), в которых изображённый рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной. В Рабочей тетради на с. 48–49 представлены как раз фонограммы.
Итак, среди египетских иероглифов различают две основные группы символов: звуковые знаки (фонограммы) и смысловые знаки (идеограммы).
Количество иероглифических знаков постоянно увеличивалось. Так, в период Старого царства их было 800, а в период греко-римского правления – более 6000.
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
1-й урок темы | |||
действия учителя | действия учеников | ||
|
Учитель записывает тему урока: «Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф», рассказывает детям историю о маленькой девочке и её путешествии в Египет и просит ответить на вопросы.
Жила-была одна маленькая девочка по имени Маша. И обладала она необычной чертой характера: её никто не мог ничем удивить. Мама уже не знала, что и делать, водила её в интересные музеи, читала увлекательные книги, рассказывала удивительные истории, но всё напрасно. Девочка только и знай твердила: – Ерунда, ничего необычного. Однажды отправились они путешествовать в Египет и добрались до самых пирамид. Мама предложила Маше спуститься в древнюю гробницу фараона (царя Египта), но Маша, как всегда, закапризничала. – Что я там не видела? Скукотища. Но мама настояла, и они вошли в тёмное помещение, освещённое только факелом. И вот тут-то девочка остолбенела, таких необычных росписей и рельефов она ещё не видела.
|
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
| Познавательные действия 1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного. 2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ простого текста. 4. Простой план.
Регулятивные действия 1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии. 2. Работать по предложенному плану, использовать учебник. 3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия 1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу. 2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты. 3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты 1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей. 3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка. 4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач. 5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей. 6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
|
II. Формулирование проблемы. |
– Итак, какой вопрос у вас возникает? |
– Что необычного можно увидеть в древнеегипетских гробницах? Возможен другой вариант проблемного вопроса.
| |
III. Выдвижение гипотез. |
– Может быть, у кого-то есть своя гипотеза, предположение? |
Предполагают. | |
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). |
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 54, 55, рассмотреть древнеегипетские рельефы и ответить на вопросы: – Рассмотрите цветной рельеф из царской гробницы на с. 55 учебника. Как повёрнуты на нём голова, плечи, туловище, ноги?
– Что ещё необычного вы видите на рельефе?
– Сравните этот рельеф с росписью стены гробницы на с. 54 учебника. Чем они похожи, а чем отличаются? |
1. Ученики рассматривают рельеф и отвечают на вопросы.
– Голова и ноги повёрнуты боком (в профиль), а плечи, туловище – прямо (в фас).
– Фигуры очень похожи между собой. – На рельефе выпуклое изображение, а на росписи – плоское, но повороты фигур и сами фигуры похожи.
| |
2. Учитель предлагает рассмотреть чёрно-белую фотографию рельефа на с. 55 и ответить на вопросы: – Рассмотрите фигуру на рельефе и скажите, что необычного вы видите? – Как вы думаете, почему фигура расчерчена на квадратики? – Откройте учебник на с. 53 и прочитайте первый абзац текста. – Почему все фигуры росписей и рельефов похожи между собой?
– Совершенно верно, и египетские жрецы (служители храмов) строго следили за этим, ведь все росписи, рельефы и скульптуры в гробницах предназначались для богов, а не для людей. Вся жизнь египтянина представлялась как путь в загробный мир, в вечную жизнь, к богам, поэтому чаще всего людей изображали идущими к этой вечной жизни. Но предстать перед богами нужно было во всей красе, художники не могли изобразить фигуру с изъяном, поэтому и изображали фигуру с разных сторон (и в профиль, и в фас), чтобы показать, что всё на месте: две руки, две ноги.
|
2. Ученики рассматривают рельеф и отвечают на вопросы.
– Фигура расчерчена на квадратики. Затрудняются.
Читают.
– Все фигуры похожи, потому что художники пользовались образцом – каноном, с которого по клеткам переносили рисунок на стену. | ||
3. Учитель предлагает ребятам выполнить рисунок головы египетского юноши или девушки, используя клетчатую бумагу и руководствуясь образцами на с. 46–47 в Рабочей тетради. Если детям трудно справится с рисунком головы, то учитель может предложить выполнить более простой рисунок со с. 48 в Рабочей тетради, например сокола (А). – Чтобы выполнить изображение по клеткам, нужно скопировать рисунок каждой клетки.
|
3. Выполняют.
| ||
V. Выражение решения проблемы.
|
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. |
Отвечают. | |
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
| Учитель предлагает ребятам выполнить фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа, руководствуясь образцом на с. 46–47 в Рабочей тетради, задания 2 и 3:
– Переведите на кальку фигуру девушки или юноши с центрального разворота. – Возьмите лист тонированной бумаги песочного цвета и переведите с кальки на него рисунок. – Выложите на палитру чайную ложечку белой краски и немного коричневой. Добавляя в белую краску коричневую, пропишите тени на фигуре с одной стороны, противоположной источнику света, как показано на образце. – Добавьте больше коричневой краски и пропишите падающие тени со стороны, противоположной источнику света. – Промойте кисть, наберите чистой белой краски и пропишите блики со стороны источника света, как показано на образце.
| Выполняют. | |
VII. Итог урока. Рефлексия. |
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:
– Что тебе нужно было сделать? – Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок? – Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей? – Как бы ты оценил свою работу?
|
Отвечают. | |
VIII. Домашнее задание.
|
– Принести альбом, Рабочую тетрадь, карандаш, фломастеры, цветные карандаши. |
Записывают. | |
|
Всего комментариев: 0 | |
| |