Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
4 класс

Уроки 27–30. Тема. Родная история и искусство – русский народный театр.

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Уроки 27–30.

Тема. Родная история и искусство – русский народный театр.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Иметь представление об истории русского народного театра.

2ЛР: Выполнить коллективный проект: подготовка к постановке кукольного спектакля по сказке С. Козлова «Снежный цветок». Написать сценарий; изготовить декорации, кукол, балаган; разыграть спектакль.

3ЛР: Эмоционально воспринимать театральное искусство, выражать своё отношение к нему.

Обязательный минимум содержания: балаган, театр, декорации (Н), сценарий, картина, вертеп (П).

(Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: А. Тышлер «Русский народный театр Петрушки»; старинные куклы театра Петрушки; вертеп Новгородской губернии, XIX века.

 

Этапы урока

Содержание

 

Формирование УУД

1-й урок

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока «Родная история и искусство – русский народный театр», читает стихи Н.А. Некрасова и просит ответить на вопросы:

«… Про балаган прослышавши,

Пошли и наши странники

Послушать, поглазеть.

Комедию с Петрушкою,

С козою, с барабанщицей

И не с простой шарманкою,

А с настоящей музыкой

Смотрели тут они.

<> Шалаш полным-полнёхонек,

Народ орешки щёлкает,

А то два-три крестьянина

Словечком перекинутся.

<…> И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо».

– Как вы думаете, о чём идет речь в этом стихотворении?

– В XIXXX вв. театрализованные представления были важной частью российских людей. И тот, кто хоть однажды видел такой спектакль, запоминал его на всю жизнь.

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– О театре, о спектакле.

 

 

Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию.

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Что вас удивляет в этой истории и какой вопрос у вас возникает?

 

– Почему театр играл такую важную роль в жизни российского человека?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

 

III. Выдвижение гипотез.

 

– А вы как думаете?

 

Предполагают.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

 

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 44–45 и поработать с текстом в технологии продуктивного чтения.

 

До чтения.

– Рассмотрите изображения в учебнике на с. 44–45 и предположите, что могло привлекать людей в театральных представлениях?

Во время чтения.

– Проверьте себя по тексту на с. 44–45 учебника.

После чтения.

– Как вы поняли, что такое балаган, вертеп?

 

 Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают.

 

 

Предполагают.

 

 

 

Выполняют.

 

Отвечают.

Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

 

2. – Подумайте, какую работу надо провести перед тем как поставить спектакль?

 

– Выбрать произведение;

– написать сценарий;

– создать балаган, кукол и декорации;

– подготовить музыкальное сопровождение;

– подготовить артистов;

– провести репетиции;

– разыграть спектакль.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

 

V. Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

 

Отвечают.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает ребятам выполнить коллективный проект и подготовить кукольный спектакль по сказке С. Козлова «Снежный цветок».

1. Беседа по пьесе-сказке С. Козлова «Снежный цветок».

– Что сказочного в этой пьесе?

– Как мы узнаем, о чём думают герои пьесы?

– Какие у персонажей характеры?

– Охарактеризуйте речь персонажей сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют.

– Животные и растения разговаривают, действуют и чувствуют, как люди.

– Надо прочитать диалоги героев сказки.

– Ёжик суетливый и поспешный; зайцы бодрые и радостные; дятел сдержанный, немногословный и степенный и т.д.

– Ёжик говорит высоким голосом, часто тараторит, не договаривает фразу до конца, потому что волнуется и спешит.

 

 

Дятел говорит чётко, немного механически, как бы на одной ноте (он врач, много знает, доверяет только науке). Медвежонок говорит медленно, тихо, вяло (он болен, ему плохо).

Зайчонок всхлипывает, периодически срывается на плач (ай-ай-ай, ой-ой-ой!), ведь он сочувствует Медвежонку. Зайцы (Первый, Второй, Третий) говорят бодро, иногда перебивают друг друга, ведь

все дружны друг с другом и всё-всё знают. Осинка трепетная, дрожащая, говорит негромко, неспешно,

подчёркивая шипящие звуки. Ясень говорит скрипучим голосом, с придыханием, ему трудно дышать.

Сосна мудрая, спокойная, говорит неспешно, как бы нараспев.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

 

 

2. Работа над сценическим воплощением пьесы.

– В пьесе каждое новое место действия называется картина. Подумайте, сколько картин в нашей пьесе? Какие?

 

 

– Картина 1 «Зайцы на поляне»;

картина 2 «В избушке Медвежонка»;

картины 3, 4, и 5 «Ёжик и Осина», «Ёжик и Ясень» и «Ёжик и Сосна»;

картина 6 «Ёжик добывает волшебный цветок»;

картина 7  «Путь Ёжика на поляну»;

картина 8 «Ёжик приносит цветок Илютик Медвежонку».

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

 

3. Распределение обязанностей по группам.

– Распределимся на группы; определим роль каждого в работе над проектом; составим список необходимых материалов. Нам нужны:

1. группа сценаристов, которые пропишут диалоги персонажей;

2. группа музыкантов, которые займутся подборкой музыкального сопровождения;

3. группа художников, которые изготовят декорации к каждой картине (им нужно будет продумать, какие декорации можно будет использовать в нескольких картинах);

4. группа художников, которые займутся изготовлением кукол;

5. группа конструкторов, которые изготовят театр – балаган.

Ученики распределяются по группам и определяют роль каждого в работе над спектаклем, составляют список необходимых материалов.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

[ Скачать с сервера (123.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.