Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
2 класс

Уроки 24–26 (с презентациями). Тема: Весенние впечатления. Работаем акварелью. Акварельный пейзаж.

Уроки 24–26 (с презентациями).

Тема: Весенние впечатления. Работаем акварелью. Акварельный пейзаж.

Цели по линиям развития:

1ЛР: Расширить понятие о пейзаже. Уметь анализировать пейзажи А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова, используя понятия тёплые и холодные цвета. Продолжить овладение техникой акварели. Иметь представление о техниках заливки, «по-сырому», набрызга, многослойной акварели. Уметь использовать техники заливки, «по-сырому» и набрызга, технику многослойной акварели, выполняя простейшие пейзажи.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения жанра пейзажа, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова.

Обязательный минимум содержания: акварель, пейзаж (Н), техника заливки, техника «по-сырому», техника набрызга, многослойная акварель (П).

(Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: А. Саврасов «Грачи прилетели», В. Борисов-Мусатов «Майские цветы», И. Шишкин «Полдень», А. Рылов «Зелёный шум», Н. Куричев «Иллюстрация», акварельные пейзажи разных времён года, схемы работы акварельными красками.

 

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок темы

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Весенние впечатления», приводит детям цитату А. Саврасова о пейзаже и просит ответить на вопросы:

– «Без воздуха пейзаж – не пейзаж! Сколько берёзок, дубов или сосен ни сажай в своём пейзаже, что ни придумывай, – если воздуха не напишешь – толку не выйдет», – не раз повторял своим ученикам Алексей Кондратьевич Саврасов, известный русский художник.

– Что Саврасов считал самым главным в пейзаже?

– А вы когда-нибудь воздух видели?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

 

 

– Воздух.

– Нет (или затрудняются).

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

 

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Значит, какой вопрос возникает?

 

– Как художники пишут воздух в пейзажах?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

III. Актуализация знаний

 – Вспомните, ребята, что такое пейзаж?

 

– Выберите из предложенного ряда картин пейзажи.

Можно использовать ТОУУ:

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил задание самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

– Изображение природы, местности.

Выполняют.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 38, рассмотреть пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели» и ответить на вопросы:

– Когда один крестьянин увидел эту картину, то он воскликнул: «Ой, грачи зиму расклёвывают». Как вы думаете, почему он так сказал?

– Какое состояние природы передал нам художник?

– Какая местность изображена на картине? Время года? Время суток?

– Что вы можете сказать о композиции картины? Что занимает больше всего места? Сколько места занимает небо?

– Как вы думаете, в этой картине есть воздух? Свой ответ поясните.

 

 

1. Ученики рассматривают пейзаж и отвечают на вопросы.

 

Отвечают.

 

2. Учитель предлагает открыть учебник на с. 40, рассмотреть пейзаж И. Шишкина «Полдень» и ответить на вопросы:

– Какое состояние природы передал нам художник?

– Какая местность изображена на картине? Время года? Время суток?

– Что вы можете сказать о композиции картины? Что занимает больше всего места? Сколько места занимает небо?

– Как вы думаете, в этой картине есть воздух? Свой ответ поясните.

 

 

2. Ученики рассматривают пейзаж и отвечают на вопросы.

 

Отвечают.

 

3. Учитель предлагает одним ребятам выполнить задания 1 и 2 на с. 36 в Рабочей тетради, а другим – задание 3 и 4 на с. 37 в Рабочей тетради. Задание можно выполнять в альбоме по вариантам или по желанию.

– На слегка смоченную губкой бумагу нанести широкой кистью сиреневую, синюю или зелёную краску, можно двумя слоями.

– Промыть кисть, набрать на кисть жёлтой краски и, держа её над работой, стряхнуть с неё капли краски на затонированную бумагу. Можно держать кисть в левой руке, а указательным пальцем правой руки слегка постукивать по кисти. Промыть кисть.

– Такая техника называется набрызгом. Те, кто работает с зелёным фоном, могут набрать тёмно-зелёной краски и набрызгом нанести немного более тёмных пятен.

– Отложить работу на просушку.

 

 

3. Выполняют.

 

4. Учитель предлагает открыть учебник на с. 39, рассмотреть пейзаж В. Борисова-Мусатова «Майские цветы» и ответить на вопросы:

– Один из посетителей выставки, увидев эту картину, сказал: «Сколько солнца! Сколько солнца!» Как вы думаете, почему он так сказал? Как художник передал ощущение солнца?

– Какое состояние природы передал нам художник?

– Какая местность изображена на картине? Время года? Время суток?

– Что вы можете сказать о композиции картины? Что занимает больше всего места? Сколько места занимает небо?

– Как вы думаете, в этой картине много воздуха? Свой ответ поясните.

4. Ученики рассматривают пейзаж и отвечают на вопросы.

 

Отвечают.

 

V. Выражение решения проблемы.

 

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

Отвечают.

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

 

Учитель предлагает ребятам проработать пейзаж более тонкой кистью:

– Для синего и сиреневого фона: прописать яркие звёзды на ночном небе (здесь можно использовать немного белил, смешанных с жёлтой краской). В нижней части листа прописать силуэты гор.

– Для зелёного фона: прописать жёлтой краской одуванчики и гусеничку (также можно использовать белила, смешанные с жёлтой краской). Прописать стебельки одуванчиков.

– Промыть кисть, убрать краски со стола.

 

 

Выполняют.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Отвечают.

 

VIII. Домашнее задание.

 

 

– Принести альбом, Рабочую тетрадь, карандаш, акварельные краски, кисти (№ 2, № 4, № 6), губку.

 

Записывают.

2-й урок темы

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

Учитель записывает тему урока: «Работаем акварелью», рассказывает детям сказку об акварельных красках и просит ответить на вопросы.

– В мастерской одного художника жила фея акварельных красок. Она во всём помогала художнику: расскажет он ей, что задумал изобразить, – она взмахнёт своей волшебной палочкой, и у художника всё получается. Однажды пришли к нему гости, стал он свои работы показывать, рассказывать о том, как трудился день и ночь, а о фее красок ни слова не сказал. Обиделась фея и исчезла из мастерской. Опомнился художник, да поздно, звал её, звал, но всё напрасно.

 

Стал он рассматривать свои работы и вдруг понял, что у акварельных красок есть свои секреты и если он разгадает их, то снова будет хорошим акварелистом.

– Итак, к какому выводу пришёл художник, рассматривая свои работы?

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Что у акварельных красок есть свои секреты.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Так какой главный вопрос нашего урока?

 

– Какие секреты есть у акварельных красок?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

 

III. Актуализация знаний.

 

 

– А вы знаете какой-нибудь секрет акварельных красок?

 

– Мы знаем, как работать набрызгом.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Учитель предлагает детям поработать с текстом на с. 42 учебника, используя технологию продуктивного чтения.

До чтения.

– Просмотрите иллюстрации и выделенные слова на с. 42 учебника, ответьте на вопросы: о каких секретах акварели расскажет нам этот текст?

Во время чтения.

Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.

После чтения.

– Для чего используют технику заливки? Для чего используют технику «по-сырому»? Для чего используют технику набрызга?

 

1. Ученики читают текст, отвечают на вопросы.

 

 

– О разных техниках: заливке, «по-сырому», набрызге.

 

 

Выполняют.

 

 

 

 

Отвечают.

2. Учитель предлагает детям способом заливки «по-сырому» написать яблоко с элементами объёма, руководствуясь схемой на с. 36–37 в Рабочей тетради.

– Смочить губкой лист бумаги.

– Залить широкой кистью форму яблока общим цветом (жёлтым, светло-зелёным или розовым).

– Обвести яблоко по контуру краской этого же, но более густого или другого родственного цвета. Можно повторить эту операцию два-три раза, каждый раз углубляя используемый цвет и уменьшая толщину мазка или размер кисти.

– Отложить работу на просушку.

2. Дети рассматривают схему, выполняют задание.

 

3. Учитель предлагает детям рассмотреть изображения на с. 42 учебника и ответить на вопросы:

– Рассмотри работу Натальи Куричевой (рис. 1) и определи, где художница работала в технике «по-сырому», а где прописывала детали тонкой кистью по высохшей работе.

4. Учитель предлагает доделать высохшую работу.

– По сухой работе сделайте общую заливку первоначальным цветом, добиваясь объединения тона. Помните, что краски надо брать совсем чуть-чуть, а воды больше.

3. Ученики рассматривают акварельные работы и отвечают на вопрос.

 

 

 

 

Выполняют.

 


 

Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, руководствуясь предыдущими конспектами, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.

[ Скачать с сервера (158.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.