Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
2 класс

Уроки 22–23 (с презентациями). Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Уроки 22–23 (с презентациями).

Тема: Народные промыслы России. Городецкая роспись.

Цели по линиям развития:

1ЛР: Научиться видеть художественное и эстетическое своеобразие произведений народного искусства и грамотно рассказывать об этом на языке изобразительного искусства. Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать. Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи композицию и выполнить задание «Расписная тарелка». Овладеть приёмами работы гуашью.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения народного искусства, уметь выражать своё отношение к ним на примере городецкой росписи.

Обязательный минимум содержания: городецкая роспись (Н), техника городецкой росписи (П).

(Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: фотографии и рисунки изделий городецкого промысла; учебные схемы: этапы росписи цветов, городецкого петуха, изготовления тарелки.

           

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок темы

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Народные промыслы России. Городец», рассказывает детям историю об одной девушке и просит ответить на вопросы:

– Давным-давно в одной деревушке жила-была Варвара-краса, длинная коса. И была у неё удивительная вещица. Днём она на стене красовалась, глаз радовала, вечером на лавочке размещалась, девице в работе помогала. А гости придут, глянут на вещицу и ну хвалить и Варвару, и её отца с матушкой.

– Итак, как использовали эту вещицу?

 

 

– Что вас удивляет?

 

– Вы можете себе представить, каким он должен быть?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

 

 

 

 

– Украшали ею стены; с её помощью выполняли какую-то работу; хвалились перед гостями.

– Что один предмет можно использовать по-разному.

Затрудняются.

 

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

 

 

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

 

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Значит, какой вопрос возникает?

 

– Каким должен быть предмет, чтобы его можно было использовать и для украшения, и для работы?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

 

III. Выдвижение гипотез.

 

– Может быть, у вас есть какие-то предположения?

 

 

Предполагают.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 36, рассмотреть изображения разделочных досок и ответить на вопросы (отдельно демонстрирует изображение городецкой прялки):

– Что необычного в этих предметах?

 

– Какие элементы росписи вы видите?

– Какие цвета использовали мастера?

 

 

 

 

 

– Найдите в учебнике название этой росписи. Как вы думаете, почему её так назвали?

 

 

– Всё верно, городецкая роспись родилась в Поволжье по берегам реки Узоры. Крестьяне привозили свои изделия на ярмарку в село Городец, поэтому роспись стали называть городецкой.

Городецкая роспись берёт начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой – инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из тёмного морёного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание жёлтого цвета с тёмным дубом, добавление синего, зелёного, красного цветов делало донце ещё более нарядным и красочным.

 

 

1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.

 

– Красивая форма и необычная роспись.

– Цветы, птицы, лошадки.

– Чёрный цвет для птиц, коней, красный и голубой для цветов, жёлтый и оранжевый для фона, зелёный и коричневый для листьев, чёрный и белый для прорисовки мелких деталей.

 – Городецкая роспись. Название, скорее всего, связано с местностью, где родилась эта роспись.

2. Учитель предлагает рассмотреть этапы росписи цветов на с. 37 учебника или с. 26–27 в Рабочей тетради и составить план работы над цветком:

 

2. Ученики рассматривают рисунки и составляют план:

1. Толстой кистью нарисовать основные фигуры: круг и два нижних листочка, используя красную или синюю и зелёную краски. Подсушить подмалёвок.

2. Тонкой кистью чёрной краской выполнить прорисовку формы цветка.

3. Тонкой кистью белой краской уточнить форму всех элементов.

3. Учитель предлагает детям выполнить в альбоме синий или красный цветок в стиле городецкой росписи.

3. Выполняют.

 

V. Выражение решения проблемы.

 

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

Отвечают.

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

 

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме рисунок декоративного петуха, изучив схему на с. 26–27 в Рабочей тетради.

– Помните, что сначала рисуем цветные пятна, используя кисть № 6–8, потом доводим острые углы формы более тонкой кистью № 2–3, расписываем их сначала чёрным, а затем белым цветом тонкой кистью.

 

 

Выполняют.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

Отвечают.

 

VIII. Домашнее задание.

– Принести альбом, карандаш, гуашь, кисти № 2, 6, Рабочую тетрадь.

Записывают.

2-й урок темы

 

I. Актуализация знаний.

Учитель записывает тему урока: «Народные промыслы России. Городец», напоминает проблемный вопрос прошлого урока.

Учитель демонстрирует изображения изделий народных промыслов: филимоновская, дымковская и богородская игрушки, хохломская и гжельская посуда, городецкие прялки – и просит ответить на вопросы:

 

– Изделия каких промыслов вы видите на изображениях?

– Чем отличаются изделия городецких мастеров?

– Какие цвета характерны для городецкой росписи?

– Из каких элементов состоит городецкая роспись?

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

Отвечают.

 

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

 

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

 

Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.

[ Скачать с сервера (124.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.