Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
2 класс

Уроки 19–21 (с презентациями). Тема: Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

Уроки 19–21 (с презентациями).

 

Тема: Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?

 

Цели по линиям развития:

1ЛР: Расширить представление об искусстве орнамента. Иметь понятие о растительном орнаменте. Знать, что такое элемент орнамента. Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента. Моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях. Различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать. Согласованно работать в группе при выполнении коллективной работы «Лоскутное одеяло». Овладеть приёмами работы гуашью, цветными карандашами, фломастерами.

2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения орнамента, уметь выражать своё отношение к ним на примере берестяных и керамических тарелок, старинных прялок, украшенных орнаментом, вышивок.

Обязательный минимум содержания: орнамент, растительный орнамент, элемент орнамента (Н), группа элементов, композиция орнамента, ритм (П).

(Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

           

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД,

технология оценивания

1-й урок темы

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Растительный орнамент» (слайд 1), рассказывает детям историю о дорийском юноше (слайд 2) и просит ответить на вопросы:

– Давным-давно обитало на севере Греции воинственное и жестокое племя дорийцев. Жил в этом племени один юноша, не были по душе ему военные походы, но таков был образ жизни его племени. Совершал юный дориец вместе с соплеменниками завоевательные набеги, грабил греческие города и государства, разрушал великолепные храмы и дворцы.

Но однажды увидел он прекрасные вазы, расписанные диковинными узорами: великолепные осьминоги, узоры, напоминающие бегущую волну (можно показать древние крито-микенские вазы), и не поднялась рука молодого воина уничтожить эту красоту. Закончились военные походы, дорийцы остановились в греческих городах и перешли к мирной жизни. Наш юный дориец решил заняться гончарным делом и создавать вазы, подобные тем, что он видел в храме. Создать вазы дело было нехитрое, но вот расписать их оказалось гораздо сложнее, красивый узор никак не получался, даже знаменитая «бегущая волна» выходила угловатой, хотя и красивой (демонстрация геометрического орнамента дорийского стиля).

– Скажите, почему у дорийца не получилось создать такой же орнамент, как на древних вазах?

 

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Древний орнамент был сложнее.

 

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

 

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

 

 

 

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Значит, какой вопрос возникает? (Слайд 3.)

 

 

– Как получаются сложные орнаменты?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

III. Актуализация знаний.

– Да, действительно, древний орнамент состоял из более сложных деталей, чем тот, который получался у дорийцев. Кстати, а из каких деталей состоит дорийский орнамент? (Слайд 4.)

– Ребята, вспомните, как называется орнамент, созданный из геометрических фигур?

 

– Из прямых линий, треугольников и других геометрических фигур.

 

– Геометрический орнамент.

 

 

 

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 32 и поработать с текстом, используя технологию продуктивного чтения.

До чтения (слайд 5).

– Посмотрите на заголовок, выделенные слова и иллюстрации на с. 32 учебника. О чём данный текст?

– Рассмотрите иллюстрации и скажите, растительный орнамент действительно сложнее геометрического? Почему?

Во время чтения (слайд 6).

Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.

После чтения (слайд 7).

– Как называются детали, из которых состоит орнамент?

– Из каких элементов состоит растительный орнамент?

– Такие элементы сложнее нарисовать, чем геометрические фигуры?

 

 

1. Дети рассматривают страницу, читают текст, выполняют задания.

 

– О растительном орнаменте.

 

– Да, сложнее, потому что используются более сложные детали.

 

Читают, задают по ходу чтения вопросы автору, прогнозируют ответ, находят подтверждение в тексте.

 

– Элементы.

 

– Из листьев, веток, плодов, цветов.

– Да, конечно.

2. Учитель предлагает рассмотреть рисунок цветка укропа и элемент орнамента, созданного на основе цветка укропа, и ответить на вопросы (слайд 8).

– Чем отличаются эти рисунки?

 

 

– Что необходимо сделать, чтобы превратить цветок в элемент орнамента?

2. Ученики рассматривают рисунки и отвечают на вопросы.

 

– Элемент орнамента похож на цветок укропа, выполнен из простых деталей.

– Хорошенько рассмотреть и изучить растение, выбрать основные отличительные элементы, упростить их и создать из них элемент орнамента.

 

 

3. Учитель предлагает детям поработать в парах и выполнить задание 1 на с. 32 в Рабочей тетради. Можно раздать детям заранее приготовленные фотографии растений или вывести на экран (укроп, тысячелистник, вьюнок, ландыш и др.) (слайды 9, 10, 11):

– Выберите любое растение, изучите его, создайте на его основе и нарисуйте элементы орнамента.

 

3. Выполняют.

 

V. Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него (слайд 12).

 

 

Отвечают.

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

 

Учитель предлагает ребятам выполнить любой растительный орнамент, используя те элементы, которые им удалось создать. Для цветового решения орнамента можно использовать цветные карандаши и фломастеры. Попробовать создать орнамент можно в Рабочей тетради на с. 33, окончательный вариант выполнить в альбоме (слайды 13, 14).

 

 

Выполняют.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму (слайд 15).

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Отвечают.

 

VIII. Домашнее задание.

 

– Принести альбом, Рабочую тетрадь, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), краски, кисти (№ 2, № 4), фломастеры (слайд 16).

 

 

Записывают.

2-й урок темы

 

I. Актуализация знаний.

 

Учитель записывает тему урока (слайд 1) «Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты?», напоминает проблемный вопрос прошлого урока (слайд 2) и просит ответить на вопросы (слайд 3).

– Какие виды орнамента вы знаете?

– Чем они отличаются?

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

 

– Геометрический, растительный.

– Используются разные элементы. В первом – геометрические фигуры, во втором – растительные элементы.

 

 

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

3. Небольшой пересказ простого текста.

4. Простой план.

Регулятивные действия

1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.

3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение–текст), вступать в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.

3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.

2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.

3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

 

II. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

 

1. Учитель предлагает детям рассмотреть рис. 2 на с. 33 учебника  и ответить на вопросы (слайд 4):

– Какой элемент использован в представленных орнаментах?

– Обратите внимание на обведённые зелёным контуром элементы в каждой полосе орнамента. Чем они отличаются?

– Такое сочетание элементов называется группой элементов, а чередование групп элементов – ритмом.

 

 

 

 

1. Ученики рассматривают рисунок, отвечают на вопросы

– Листочек.

 

– Разное расположение (симметричное и нет), разное количество.

 

2. Учитель предлагает открыть учебник на с. 34 и поработать с текстом, используя технологию продуктивного чтения.

До чтения (слайд 5, 6).

– Посмотрите на рис. 1 и 2 на с. 34 учебника. Чем отличаются представленные рисунки?

– Как называется определённое расположение групп элементов орнамента? Найдите ответ в тексте или на рисунках.

– Какие бывают виды композиции орнамента? Почему они так называются?

 

 

 

 

 

 

 

Во время чтения (слайд 7).

Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.

После чтения (слайд 8).

– Для чего используют разные виды композиции орнамента?

 

2. Дети рассматривают страницу, читают текст, выполняют задания.

 

– Разные элементы орнамента, по-разному расположены.

– Композиция.

 

 

– Линейная – элементы расположены по линии; диагональная – элементы расположены по диагонали; центрическая (в круге) – элементы расположены по кругу; центрическая (в квадрате) – элементы расположены по периметру квадрата.

Читают, задают по ходу чтения вопросы автору, прогнозируют ответ, находят подтверждение в тексте.

 

 

– Для украшения разных предметов.

 

3. Учитель предлагает детям выполнить задание 2 на с. 34 в Рабочей тетради (слайды 9, 10).

– Нарисуйте в Рабочей тетради геометрический орнамент на с. 34, а растительный орнамент – на с. 35. Для цветового решения используйте краски.

3. Выполняют.

 

 

Учитель расставляет номера УУД по своему выбору, руководствуясь предыдущими конспектами, можно использовать цветные фломастеры или обозначения: Л1, Р4, П2, К3 и т.д.

[ Скачать с сервера (153.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.