Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
4 класс

Уроки 18–19. Тема. Линейная и воздушная перспектива.

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Уроки 18–19.

Тема. Линейная и воздушная перспектива.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Получить понятие о  линейной перспективе: рассказывать, как влияет на построение   перспективы  положение линии горизонта. Находить линию горизонта и точку схода на схемах, рисунках и произведениях известных художников, объяснять их значение. Иметь представление о воздушной перспективе.

2ЛР: Делать простые построения перспективы. Выполнить рисунок с использованием простейших построений перспективы. Выполнить творческое задание с использованием линейной и воздушной перспективы.

Обязательный минимум содержания: перспектива, линия горизонта, точка схода (Н), линейная перспектива, воздушная перспектива (П).

(Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: Ф. Гварди «День Вознесения на площади Сан-Марко в Венеции»; М. Сарьян «Улица. Полдень»; схемы, учебные рисунки.

 

Этапы урока

Содержание

 

Формирование УУД

1-й урок

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Линейная перспектива» и просит выполнить задание, ответить на вопросы:

– Ребята, вы видели рельсы железной дороги, изобразите на доске, пожалуйста, как они выглядят.

– А теперь откройте учебник на с. 36 и рассмотрите, как художник изобразил рельсы.

– Сравните своё изображение и изображение в учебнике. В чём разница?

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):

Изображают на доске рельсы параллельно друг другу.

Рассматривают.

 

– На доске рельсы изображены параллельно друг другу, а в учебнике сходящимися в одну точку.

 

Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов:

познавательные действия;

регулятивные действия;

коммуникативные действия;

личностные результаты.

Группировать и сравнивать факты, явления, понятия.

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– Так на какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

 

– Почему художники изображают дорогу, сужающуюся вдали?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

 

 

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

 

 

 

III. Выдвижение гипотез.

 

– А вы как думаете, почему?

 

Предполагают.

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

Работа со схемами.

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 36–37 и поработать с текстом в технологии продуктивного чтения.

До чтения.

– Прочитайте название текста, выделенные слова, рассмотрите изображение. О чём пойдёт речь в тексте?

– Рассмотрите схему на с. 36 учебника и найдите ключевые слова, отражающие понятие линейной перспективы.

– Расскажите, что происходит с предметами вдали. Какими они нам кажутся?

Во время чтения.

– Проверьте себя по тексту на с. 36 учебника под схемами.

– Найдите и прочитайте в тексте на с. 36–37 учебника объяснение понятий линейная перспектива, линия горизонта, точка схода.

После чтения.

– Как вы поняли, что такое линейная перспектива?

 

 

 Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают.

 

 

– О линейной перспективе.

 

– Точка схода, линия горизонта.

 

 

Рассказывают

 

 

Выполняют.

 

 

 

 

 

Отвечают.

 

Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

 

 

2. Учитель предлагает выполнить задания 2, 4, 5 на с. 26–27 в рабочей тетради.

– Изучите схемы 1 и 2 на с. 26 и нарисуйте линию горизонта и точку схода на схеме 3, определите положение наблюдателя.

– На схеме 4 нарисуйте дерево в точке А.

– Дорисуйте на схеме 6 ещё два столба, руководствуясь схемой 5.

 

 

Выполняют.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

V. Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

 

Отвечают.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме изображения кубиков, расположенных как выше линии горизонта, так и ниже неё и на разном расстоянии от линии горизонта.

 

Выполняют.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу.

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Отвечают.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

– Принести рабочую тетрадь, карандаш, ластик, цветные карандаши или пастель, альбом.

 

 

Записывают.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

2-й урок темы

 

 

I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний.

 

Учитель записывает тему урока: «Воздушная перспектива», демонстрирует произведение Ф. Гварди «День Вознесения на площади Сан-Марко» и просит ответить на вопросы:

– Рассмотрите людей на картине Франческо Гварди. Можете ли вы описать людей, которые находятся на первом плане картины, их одежду?

 

 

– А теперь опишите людей, которые находятся на дальнем плане?

 

– Почему вы смогли описать людей на первом плане, а на дальнем нет?

 

 

– Почему художник именно так изобразил людей и предметы?

– Но ведь, чтобы показать линейную перспективу, нужно изменить размеры и форму предметов, а художник, как вы заметили, изменил и цвета.

 

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):

 

 

– Да, женщины в розовых, голубых и белых платьях; кавалеры в коротких светло-коричневых сюртуках, красных и тёмных плащах и т.д.

– Там люди есть, но не понятно, кто и в каких одеждах, даже цвет трудно разобрать.

– На первом плане они крупно изображены, цвета хорошо видны, а на дальнем мелко и цвета непонятны.

– Чтобы показать линейную перспективу.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

 

 

II. Формулирование проблемы.

 

– Так на какой вопрос мы сегодня должны ответить?

 

– Почему художники изменяют не только размер, форму, но и цвет предмета?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

 

 

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

 

III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

Работа с фотографиями.

 

Учитель предлагает детям рассмотреть произведения мастеров и фотографии на с. 37 учебника и с. 67 в рабочей тетради и определить, как меняются очертания, яркость и цвет предметов.

– Рассмотрите изображения и определите, как меняются очертания, яркость и цвет предметов в зависимости от их расположения.

 

– Найдите в тексте на с. 37, как называется это явление.

 

 

Ученики рассматривают изображения и отвечают на вопросы (возможные ответы учеников):

 

– Очертания удалённых предметов нечёткие, цвета теряют яркость, оттенки становятся холоднее и т.д.

– Воздушная перспектива.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Слушать и понимать других, участвовать в диалоге.

 

 

IV. Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

 

Отвечают.

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

 

V. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает нарисовать в альбоме пейзаж с использованием линейной и воздушной перспективы. Это может быть дорога, тропинка или река, уходящая вдаль, по краям (берегам) которой расположены деревья или улица с домами и т.д.

– Изобразите пейзаж, используя линейную перспективу, выполните его в цвете, используя воздушную перспективу.

 

 

Выполняют.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

VI. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

– Что тебе нужно было сделать?

 

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Выполняют.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

VII. Домашнее задание.

 

– Доделать пейзаж и оформить его в паспарту.

– Принести альбом, рабочую тетрадь, карандаш, ластик, цветные карандаши, фломастеры.

 

 

Записывают.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

[ Скачать с сервера (99.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.