Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
4 класс

Уроки 14–15. Тема. Композиция и её основные законы.

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Уроки 1415.

Тема. Композиция и её основные законы.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Изучить на примере «Натюрморта с тыквой» А. Куприна основные законы композиции и определять их в натюрмортах других авторов.

2ЛР: Рисовать с натуры в любом материале простой натюрморт, стараясь следовать основным законам композиции.

3ЛР: Эмоционально воспринимать композиционные средства, используемые художником, и выражать своё отношение к ним на примере работ А. Куприна.

Обязательный минимум содержания: композиция (Н), композиционный центр, цельность, уравновешенность, устойчивость (П).

(Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: А. Куприн «Натюрморт с тыквой»; схемы, учебные рисунки.

 

Этапы урока

Содержание

 

Формирование УУД

1-й урок

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока «Композиция и её основные законы», демонстрирует варианты различных натюрмортов (часть из них выполнены композиционно неправильно) и просит ответить на вопросы:

– Рассмотрите натюрморты и скажите, который из них является более привлекательным?

– Почему вам этот натюрморт понравился больше?

 

Ученики отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

– На остальных предметы размещены как-то неправильно.

 

Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов:

познавательные действия;

регулятивные действия;

коммуникативные действия;

личностные результаты.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– На какой вопрос мы должны ответить сегодня на уроке?

 

– Как правильно разместить предметы на рисунке?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.

 

III. Актуализация знаний.

 

– Мы уже знакомились с вами с понятием «композиция». Вспомните, что означает это понятие?

 

Вспоминают.

 

Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.

 

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

 

Учитель предлагает открыть учебник на с. 30–31 и поработать с текстом и различными натюрмортами в технологии продуктивного чтения.

До чтения.

– Прочитайте название текста, выделенные слова, рассмотрите изображение. О чём пойдёт речь в тексте?

– Сколько законов предлагается в тексте?

Во время чтения.

– 1-й закон – определение композиционного центра. Рассмотрите натюрморт Куприна (можно использовать и другие произведения) и определите, что является композиционным центром. Свой ответ поясните.

– Совпадает ли композиционный центр с геометрическим?

– 2-й закон – цельность композиции. Хотели бы вы что-нибудь убрать из этой композиции или убрать, или поменять местами?

 

 

– 3-й закон – использование контрастов. Использовал ли художник контрасты по величине, цвету, форме, фактуре? Приведите примеры.

– 4-й закон – уравновешенность и устойчивость. Чем художник уравновесил большую тыкву?

 

 Дети рассматривают страницу, читают текст, отвечают.

 

 

 

– О композиции и её законах.

 

 

– 4.

 

– Тыква. Она яркая и притягивает взгляд.

 

 

 

– Нет, в данном случае не совпадает.

 

– Нет, не хотели бы.

 

 

 

 

– Большая тыква – маленькие перцы; оранжевая тыква – голубая скатерть; шар – куб.

 

– Красными перцами и коробочкой на первом плане.

 

Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию.

 

Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схему, иллюстрацию), отделять известное от неизвестного.

 

 

V. Выражение решения проблемы.

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

Отвечают.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме 3–4 эскиза натюрморта (по представлению), формат А6 (альбом разделить на 4 части).

– Выполните 3–4 эскиза натюрморта в цвете, используя законы композиции.

 

Выполняют.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных  изобразительных задач.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу.

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

Отвечают.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

– Принести эскизы натюрмортов.

– Принести рабочую тетрадь, цветные карандаши или пастель, альбом или лист формата А3.

 

 

Записывают.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных  изобразительных задач.

2-й урок темы

 

I. Актуализация знаний.

 

Учитель записывает тему урока «Композиция и её основные законы», напоминает проблемный вопрос прошлого урока, просит проанализировать различные композиции. Работу можно организовать в парах или группах.

– Рассмотрите композиции и определите, использовал ли художник законы композиции?

 

 

Ученики рассматривают и отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

 

 

II. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает детям выполнить натюрморт с натуры или по представлению, используя лучший эскиз, выполненный на прошлом уроке. Можно использовать этапы работы над натюрмортом в рабочей тетради на с. 14–15.

 

 

Выполняют.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие  самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

III. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

Выполняют.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

IV. Домашнее задание.

 

– Доделать натюрморт и оформить его в паспарту.

– Принести альбом, рабочую тетрадь, акварель, кисти.

 

Записывают.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

[ Скачать с сервера (90.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.