Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Уроки 133-136. Внеклассное чтение. «О чём можно, о чём хочется читать»

Литературное чтение

Урок 133.

Тема раздела: Век XX. Новые встречи со старыми друзьями

Тема: Внеклассное чтение.

«О чём можно, о чём хочется читать»

 

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Итоговый урок внеклассного чтения целесообразно провести как урок-отчёт. К такому типу урока необходима специальная подготовка ребят по плану (см. урок 121).

Структура урока-отчёта:

1. Представление группами тем «О чём хочется читать».

2. Групповые выступления (знакомство с составленным списком книг, показ иллюстраций, инсценировка или чтение отрывка из книги).

3. Представление учителем новых книг.

4. Обсуждение списка книг для летнего чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уроки 134–136

Резервные уроки.

 

 

Материалы для итогового контроля

 

 

1. Техника чтения вслух.

Предлагается отрывок из рассказа В. Астафьева «Стрижонок Скрип».

Стрижонок Скрип подрос. У него появились перья, ему всё время хотелось есть. Иногда ему удавалось отобрать у брата или сестры мошку, и тогда они жалобно и недовольно пищали. За это Скрипу попадало от мамы-стрижихи. Но ему так хотелось есть, так хотелось есть!

А ещё ему хотелось выползти из норки и посмотреть, что же это там такое, дальше этого пятнышка света, откуда мама-стрижиха приносит еду и ветреные запахи на крыльях.

Пополз стрижонок Скрип. И чем дальше он полз, тем больше и ярче делался свет.

Боязно!

Но Скрип был храбрый стрижонок, он полз и полз, перебирая короткими лапками. Наверное, он выпал бы из норки и разбился, как разбиваются такие вот неразумные птенцы, но тут появилась мама-стрижиха, схватила его, уволокла в глубь норки и раз-раз клювом по голове.

Очень рассердилась мама-стрижиха, очень сильно била Скрипа. Должно быть, там, за норкой, опасно, раз мама-стрижиха волнуется. Конечно, откуда было Скрипу знать, сколько врагов у маленьких проворных стрижей!

1) Вопросы на вычитывание информации, данной в явном виде.

– Кто такой Скрип?

– Что хотелось стрижонку?

– Что он иногда отбирал у брата и сестрёнки?

– Озаглавьте текст.

– Какое предложение полнее отражает основное содержание текста: «Стрижонок Скрип подрос», «Мама-стрижиха рассердилась», «Скрип был храбрый стрижонок».

2) Вопросы и задания на вычитывание информации, данной в неявном виде.

2. Техника чтения про себя.

Предлагается отрывок из рассказа Н. Носова «Когда мы смеёмся».

Однажды я решил сделать для воробьёв сюрприз, то есть неожиданный подарок.

Надел шапку, пальто, вышел в палисадник и принялся натыкать на сучья дерева кусочки хлебного мякиша.

«Вот, – думаю, – воробьи обрадуются!»

Вернулся домой и жду. Целый час, должно быть, в окошко пялился – и хоть бы один воробей!

«Что ж это? – думаю. – Неужели не видят?»

Вдруг откуда-то сверху слетает какой-то странный растрёпанный воробьишка и садится на ветку рядом с торчащим на суку мякишем. Хвост у этого воробьишки коротенький, будто ощипанный, загривок взъерошенный, на спине одно пёрышко сломано и торчит кверху.

«Что это, – думаю, – за Стёпка-растрёпка прилетел к нам? Я такого ещё не видел. Наверное, удрал от кошки, которая хотела его поймать, или подрался с кем-нибудь».

А Стёпка-растрёпка между тем сидит на ветке и даже внимания не обращает на хлебный мякиш. Потом случайно взглянул на него искоса, заморгал испуганно глазками. Нижняя челюсть у него отвисла, лапы разжались сами собой, и Стёпка свалился вниз, словно подстреленный из ружья. Не долетев полпути до земли, он неожиданно встрепенулся, замахал крылышками и полетел, постепенно набирая высоту, куда-то по косой линии через улицу.

Я так расхохотался: понял, что этот дурашливый воробей просто-напросто испугался торчащего на суку хлебного мякиша. Он, видимо, не заметил других кусков, которые были насажены вокруг, и сел по привычке на ветку. А потом увидел, что рядом с ним сидит что-то непонятное, странное, и так оторопел от испуга, что свалился с дерева. Ему ведь никогда раньше не приходилось видеть, чтобы на деревьях куски хлеба росли.

Остальные, более осмотрительные воробьи, видно, сразу заметили на дереве что-то странное, непривычное и не решались садиться на ветки. Наверное, они даже не догадались, что это хлебный мякиш.

Воробьи – пичужки хотя и маленькие, но очень осторожные, и всё непонятное пугает их.

Вопросы и задания.

1) Составить цитатный план текста.

2) Выборочный пересказ: «Стёпка-растрёпка».

3. Выразительное чтение вслух подготовленного текста (прозаического и стихотворного).

Предлагается отрывок из повести С. Ласкина «Саня Дырочкин – человек общественный».

Солнечные дни нам только в окошко удаётся увидеть. А уже середина марта!

Прибежишь домой после уроков, поешь, выскочишь с Мотькой, моей собакой, на улицу – час назад всё искрилось, сверкало, таяло! – а к четырём почти сумерки. Весна будто бы снова решила к зиме повернуться. Холодно. Люди идут с работы мрачные, шапки нахлобучены, зарываются носами в воротники, у газет не останавливаются – каждому хочется скорее в тепло.

В школе мы с Севкой Байкиным друг за другом сидим, на той колонке, что ближе к окну. Севка – впереди с Люськой Удаловой, я – сзади с Машкой Шистиковой.

Расположение наше особенно для Севки неудобно. И в первую очередь потому, что Байкин обожает спорить по всякому поводу и без причины. А если ты спросишь, то нужно оборачиваться. Вот и получается: «Байкин, не крутись!», «Байкин, не вертись!», «Байкин, не разговаривай!».

Чтобы не подвергаться лишней опасности, мы с ним в эти дни бессловесную игру придумали: пялиться, кто сколько выдержит, на раскалённое солнце.

Байкин тут же расхвастался:

– Да я пол-урока смогу, не моргая! Давай спорить?!

Конечно, спорить я не стал, но про себя подумал: пусть он хоть минутку выдержит.

Как только утреннее солнышко выглянуло, я Севку в спину толкнул: начинаем!

И тоже уставился.

Досчитали мысленно до двадцати пяти, и тут Галина Ивановна меня вызывает.

– Дырочкин! Образуй дательный падеж от существительного «сосулька».

От неожиданности я понять ничего не мог. И конечно, из-за солнечного удара образовал предложный.

Все стали смеяться – умных у нас полно. Им невдомёк, что я в тот момент под влиянием солнца мог от сосульки – сосиску образовать.

Предлагается стихотворение Н. Рубцова «Хлеб».

Положил в котомку

Сыр, печенье,

Положил для роскоши миндаль.

Хлеб не взял.

– Ведь это же мученье

Волочиться с ним в такую даль! –

Всё же бабка

Сунула краюху!

Всё на свете зная наперёд,

Так сказала:

– Слушайся старуху!

Хлеб, родимый, сам себя несёт...

[ Скачать с сервера (66.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.