Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 9. Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

Урок 9.

Тема: Мы слушаем – нас слушают. Сигнал принят! Слушаю!

Цель:

 – показываем, что в слушании всегда участвуют двое – адресат и адресант;

 – уточняем значения слов, называющих разные виды слушания;

 – показываем роль мимики, жестов, позы слушателя в активном процессе слушания.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

3

Беседа.

– Давайте вспомним виды речевой деятельности, особенности каждого из них.

– Расскажите, кто в разных ситуациях общения является адресатом и адресантом.

Высказывания детей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

 2  3  3  2

 Работа в учебнике.

Задание 62.

– Наверное, некоторые из вас когда-либо слышали замечание в свой

адрес: «Ты не слушаешь меня», «Ты не умеешь слушать как следует», хотя вы считали, что слушали. Давайте выясним, что же это такое – уметь слушать.

 

– Начнём с того, что прочитаем ряд глаголов (слов), значение которых связано со слушанием. Может быть, они помогут нам понять, что это такое – уметь слушать.

— Просим самих учащихся пояснить, уточнить значения глаголов.

Предлагаем им дополнить ряд глаголов (вслушаться, недослушать).

— Какие слова, по-вашему, показывают, что слушатель внимателен, понимает говорящего? (Слушал, выслушал, услышал, заслушался.)

Работа в тетради.

– Нередко говорят: «Ты слушал, но не слышал». Как вы понимаете эту фразу, в чём разница между словами слышать и слушать? Давайте в тетрадях сделаем такую запись...

Начало записи на доске:

Слушать – значит ...

Слышать – значит...

После устного обсуждения дети с помощью учителя заканчивают запись. Вариант записи:

Слышать – обладать слухом, воспринимать речь.

Слушать – стараться вслушаться в то, что говорят, понять говорящего.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  3  1  1  4

Работа по учебнику. Анализ речевых ситуаций.

В процессе работы над вопросами после задания 62 учитель обращает внимание учащихся на то, что характер слушания зависит от цели общения, от того, кто является участником общения. Именно поэтому в одних случаях слушают внимательно, с интересом, доброжелательно и т.п., а в других – невнимательно, небрежно, не стараясь понять, вслушаться.

Задание 63.

Предлагается подумать над возможными целями слушания; с помощью учителя учащиеся дополняют предложенный ряд словами запомнить, повеселиться или порадоваться, убедиться в чём-то, понять требования или просьбу и т.д.

Задание 64.

Учащиеся рассматривают рисунки, определяют по позам, жестам, мимике, где адресат и адресант, делают выводы о том, какова цель слушающего в каждой из ситуаций.

 

 

Беседа.

– Как вы определили, кто на рисунках слушает, а кто говорит? Действительно, по мимике, позе, жестам всегда можно увидеть, кто говорит, а кто слушает. Это как бы определённые сигналы, которые показывают, что люди хотят (или не хотят) общаться.

 

Задание 65.

– Прочитаем отрывок из сказки о волшебнике Изумрудного города и посмотрим, как один из героев сказки, Страшила, показывает, что он хочет начать разговор с Элли.

– Как вы думаете, как Элли могла показать, что она не против общения, что она готова выслушать смешное соломенное чучело? (Она может улыбнуться, посмотреть на собеседника, поощрить его какими-то словами, кивнуть головой, подмигнуть и т.д.)

 

Работа с учебником.

– Прочитаем в учебнике, как собеседник может показать собеседнику, что он его слушает.

Далее учащиеся работают с рисунками (задания 66, 67), определяют сигналы, подсказывающие, кто и как слушает, кто хороший слушатель, а кто нет.

Задание 68. Обращаем внимание учащихся не только на разнообразие сигналов, показывающих богатство чувств слушателей, но и на вежливость или невежливость реакции слушателей.

 

 

Самостоятельная работа.

Подготовить небольшое интересное сообщение (1–2 мин.) на любую тему, например, об увлекательной книге, поступившей в библиотеку, о фильме, который скоро покажут по ТВ. Выступить с ним перед ребятами. Подготовить себя и как слушателя – повторить, как можно показать говорящему, что ты его слушаешь.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

4

– Так что же помогает сделать устную речь более понятной и выразительной?

– Конечно, это несловесные средства общения – мимика, улыбка,

взгляд, жесты, поза говорящего.

 

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

 

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

Объяснять важность слушания в разных ситуациях общения.

[ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.