Литературное чтение |
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Работа с текстом до чтения. 1) Обсуждение подзаголовков «Путешествия 11». 2) Чтение начала «Путешествия» – с. 102 учебника. – Что такое литературный утренник? – Кто выступал на утреннике в Сокольниках? (Задание I.1 в тетради, уроки 99–100.) – Для кого устраивался утренник? – Каким вы увидели В. Маяковского? – Какими могут быть его стихи? – Можно ли понять из названия стихотворения, кто такой Влас? А из рисунка к тексту на с. 103? | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений.
| 2 4 1 2 3 1 2 3 3 1. Работа с текстом. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения. – Напомнила ли вам сказка Маяковского какой-либо другой художественный текст? (Чаще всего дети вспоминают «Балладу о фокусах шоколада» Ю. Мориц.) – Что между ними общего? (Герой, которого высмеивает автор; наказание за жадность или лень; стихотворная форма.) – О каком герое идёт речь в этом стихотворении? (О Власе.) – Что показалось самым смешным? А самым серьёзным? 2) Комментированное чтение. – Прочитайте стихотворение вслух и покажите, как рисует Маяковский ребёнка Власа. Читают и комментируют, например: Влас Прогулкин – милый мальчик, (прямая авторская характеристика) Спать ложится, взяв журнальчик. Всё в журнале интересно. Дочитаю весь, хоть тресну! – Нравится вам Влас? Почему? – Какие приметы времени встретились в стихотворении? – Как автор выражает своё отношение к герою? (Сначала «милый мальчик», потом «разиня», «лоботряс», потом «под забором вроде борова лежит он грязен и оборван»). – Как выражена главная мысль стихотворения – в явном или в неявном виде? Как вы думаете, почему? 3) Выполнение задания II.2 в тетради – сбор материала к рассказу о Власе.
4) Выразительное чтение стихотворения. – Какую позицию занял автор? (Он – обличитель.) Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Как проявилась в стихотворении общественная позиция Маяковского? – Что олицетворяет собой Влас? – С чем борется поэт? Точно ли выбрано слово «борется», уместно ли будет сказать «не соглашается», «не принимает»?.. – Докажите, что, несмотря на обличительный пафос, читателей в первую очередь привлекает в стихах Маяковский-поэт. (Как он играет со словами? Рифмой?) 2) Рассказ о поэте. – Что нового для себя вы открыли в Маяковском? – Известно, что М. Пришвин любил творчество Маяковского, сравнивал себя с ним. Послушайте фрагмент из его дневниковых записей, определите, что объединяет этих писателей (задание III.3 в тетради). «Читаю взасос Маяковского. Считаю, что поэзия – не главное в его поэмах. Главное – то, о чём я пишу каждый день, чтобы день пришпилить к бумаге. Потомки, может быть, и будут ругаться, но дело сделано – день пришпилен, и это есть правда, которой, оказалось, служил Маяковский». – Как относились Пришвин и Маяковский к труду писателя? 3) Чтение продолжения текста «Путешествия» (с. 108 учебника). – Что вы читали самостоятельно из стихов Маяковского? А. Барто? 2. Чтение стихотворения А. Барто «Снегирь». – О ком это стихотворение? (О птице или о чувствах мальчика?)
– Какое умение формировали? | 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
| |
IV. Домашнее задание.
| Читать другие стихотворения А. Барто, по желанию – выучить наизусть. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |