Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 96. Тема: С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Литературное чтение

Урок 96.


Тема: С. Маршак – критик, поэт, переводчик, редактор

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Проверка домашнего задания.

– Чем наполнял М. Пришвин понятия «родина», «отечество»? (Учащиеся возвращаются к материалу задания III.5 в тетради.)

– Сравните его понимание с точкой зрения К.Д. Ушинского, В.И. Даля. Как они дополняют друг друга?

– Кто привёл в детскую литературу М. Пришвина?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) Беседа с учащимися.

– Что знаете о самом Маршаке?

 

– Обсуждение вопроса 3 учебника (с. 98).

Чтение наизусть известных учащимся стихов, загадок С.Я. Маршака.

– Какая ещё сторона деятельности Маршака нам хорошо известна? (Маршак-редактор.)

2) Рассказ о Маршаке-редакторе (по материалам учебника, с. 58–59).

– Где и когда работал?

– Каков был стиль его работы?

– Что говорили о Маршаке-редакторе?

– Как Маршак отбирал будущих детских писателей?

3) – Какая сторона деятельности Маршака нам менее знакома? (Обсуждение темы урока.)

– Кого переводил Маршак?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение стихов Р. Бёрнса и Р. Киплинга.

– Что объединяет эти стихотворения? (Они о родной земле и новых землях, неведомых и таинственных, оба текста дают яркое представление об их лирических героях.)

– В чём главное различие? (Совершенно разное настроение.)

2) Чтение стихотворения Р. Бёрнса.

– Какая строка повторяется? Почему?

– С чем прощается герой стихотворения?

– Какую клятву даёт?

– Что можно вычитать в строках стихотворения о судьбе героя?

3) Чтение стихотворения Р. Киплинга.

– О чём мечтает герой этого стихотворения?

– Чем привлекает его солнечная Бразилия?

– Что можно вычитать в строках стихотворения о самом герое?

4) Выразительное чтение стихотворений.

Стихотворение Бёрнса – стихотворение-прощание, клятва, стихотворение Киплинга – стихотворение-мечта.

После чтения можно прослушать с детьми аудиозапись песни «На далёкой Амазонке» (муз. В. Берковского, М. Синельникова) в исполнении Т. и С. Никитиных.

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Для кого переводил стихи разных поэтов С. Маршак?

– Какое из прочитанных вами стихотворений адресовано детям? Почему вы так думаете?

– Сколько иностранных языков знал С.Я. Маршак, если известно, что переводил он английские и шотландские народные песни и баллады, Шекспира, Бёрнса, Киплинга, Стивенсона, Кэрролла, Милна? (Один английский.)

– Будьте внимательны. Назовите другие иностранные языки, которыми владел Маршак, если переводил Гейне (немецкий), Родари (итальянский), чешскую и латышскую народную поэзию.

– Какие требования к писателю предъявляет профессия переводчика?

2) Поисковые задания.

– Прослушайте 2 стихотворения в переводе Маршака и определите, какое из них написано Бёрнсом, какое – Киплингом.

Если в стёклах каюты

Зелёная тьма,

И брызги взлетают

До труб,

И встают поминутно

То нос, то корма,

А слуга, разливающий

Суп,

Неожиданно валится

В куб,

Если мальчик с утра

Не одет, не умыт,

И мешком на полу

Его нянька лежит,

А у мамы от боли

Трещит голова,

И никто не смеётся,

Не пьёт и не ест.

Вот тогда вам понятно,

Что значат слова:

Сорок норд,

Пятьдесят вест!

                          (Р. Киплинг)

Был честный фермер мой отец.

Он не имел достатка,

Но от наследников своих

Он требовал порядка.

Учил достоинство хранить,

Хоть нет гроша в карманах.

Страшнее – чести изменить,

Чем быть в отрепьях рваных!

 

Я в свет пустился без гроша,

Но был беспечный малый.

Богатым быть я не желал,

Великим быть – пожалуй!

Таланта не был я лишён,

И вот решил по мере сил

пробить себе дорожку.

и т.д.

                   (Р. Бёрнс. «Был честный фермер мой отец»)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

 

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

Выучить наизусть любое стихотворение переводчика Маршака (по выбору учащихся) или прочитать сказки Р. Киплинга «Откуда у кита такая глотка», «Откуда взялись броненосцы».

 

 

[ Скачать с сервера (72.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.