Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 95. Тема: Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)

Литературное чтение

Урок 95.


Тема: Так кто же он – Михаил Пришвин? (Статья С.Я. Маршака «Сила жизни»)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

1. Постановка проблемного вопроса.

– О М. Пришвине говорят: писатель-географ, писатель-охотник, писатель-натуралист, писатель-путешественник, писатель-Берендей (то есть сказочник). Кто же Пришвин в первую очередь: географ, путешественник, охотник, натуралист, Берендей или писатель?

2. Работа с фрагментами из дневников Пришвина.

(Задание III.3 к уроку 94 в тетради.)

– Подчеркните самое главное (ключик к рассказам) в размышлениях М. Пришвина: «Чудесно наше искусство слова, и нет ничего, по-моему, прекраснее, как работать в лесу, где-нибудь сидя на пне. Теперь у меня в лесу уже многие пни насижены, и собака моя Жулька, добежав впереди меня до знакомого пня, останавливается и ждёт, и я её понимаю:

– Дальше пойдём, – спрашивает она меня, – или тут будем писать?».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

 

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Представление критической статьи С. Маршака «Сила жизни».

Эта статья – ответ С.Я. Маршака на наш вопрос.

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение статьи Маршака.

– Кем для Маршака был Пришвин в первую очередь? (Мудрым и понятливым художником.)

– Какой ответ на наш вопрос вы нашли в статье Маршака? («В даровании Пришвина…»)

2) Выделение основных тезисов статьи.

– Перечитайте статью, выделите самые главные мысли (обсуждение предложенных вариантов о Пришвине-писателе).

– Запишите их кратко (задание III.4 в тетради).

а) Сила жизни превращает затеи натуралиста в лирику, поэзию.

б) Пришвин нашёл свою форму выражения мыслей и чувств.

в) В его книгах необычно сочетаются точные наблюдения над жизнью природы с поэтической выдумкой, воображением.

г) До последних дней он сохранил свежесть чувств, неуёмное любопытство и жадность к новому.

д) Умел находить новое во всём, что его окружало.

е) В его книгах не повторялись ни описания природы, ни люди.

ё) Язык в книгах Пришвина причудлив, богат и одухотворён, насыщен народными словами и присловьями.

ж) Чтение книг Пришвина – это встречи с молодым и всегда живым Пришвиным.

 

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Почему свою статью о Пришвине Маршак назвал «Сила жизни»?

– В чём источник этой «силы жизни» Пришвина?

– За что ценил Маршак книги Пришвина?

2) Задание в тетради III.5.

– Прочитайте, как Пришвин понимал слова: «родина», «отечество».

Вставьте пропущенные слова. Объясните смысл высказывания:

«Природа явилась нам как родина, и родина-мать обратилась в отечество.

Я стою и расту – я … (растение).

Я стою, и расту, и хожу – я … (животное).

Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я … (человек)».

3) Творческое задание.

Самостоятельно проиллюстрировать один из тезисов статьи Маршака на примерах из любого рассказа, очерка Пришвина (тексты прочитаны дома).

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

 

Чтение рассказов М. Пришвина по выбору учащихся.

 

 

[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.