Литературное чтение |
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Проверка домашнего задания. Рассказы ребят о воображаемых героях. – Легко ли фантазировать? – Кому это лучше удаётся, внимательному человеку или безразличному, кто не замечает в окружающем ничего интересного? – Можно ли А.Н. Толстого назвать внимательным писателем? – К кому? (Он внимателен и к своим героям, и к читателям – об этом рассказал Б. Галанов.) – А читателю обязательно быть внимательным?
| Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений.
| 2 4 1 2 3 1 2 3 3 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Творческое задание (задание III.2 в тетради, уроки 92–93). – Послушайте два предложения из известной вам сказки А.Н. Толстого. «От приличного сидения за столом у него по всему телу ползли мурашки. Наконец мучительный завтрак окончился». Вот какой рассказ по этим предложениям придумал один мальчик. «Жила-была одна семья. Отец в ней был очень строгим и такие же установил порядки. Однажды к ним с утра пришли гости, и поэтому завтрак затянулся. Особенно плохо пришлось младшему сыну: он боялся пошевелиться, устал сидеть в одной позе и замёрз, по телу даже мурашки поползли. Да и еда была невкусная, каша какая-то. В общем, не завтрак, а мученье». – Найдите ошибки в его рассказе: что он нашёл и «расшифровал» в тексте, а что принёс в текст из жизни? – Как вы «расшифруете» эти предложения? (Приличное сидение – сидение в соответствии с правилами приличия. Герой явно не привык так сидеть, поэтому по телу у него ползли мурашки. Кто-то следил за его поведением, поэтому завтрак показался мучительным и долгим.) – Кто узнал героя, не привыкшего правильно сидеть за столом и слушаться других? (Конечно, это Буратино.) – Что значит быть внимательным читателем? (Не пропускать ничего в тексте и не придумывать того, чего в нём вообще нет.) – Прокомментируйте название стихотворения А.Н. Толстого «Кот – сметанный рот» как внимательные читатели. Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение стихотворения. – Каким бы вы назвали это стихотворение? – Кто на сей раз вышел победителем в поединке котов и мышей? 2) Подготовка к ролевому чтению стихотворения. – Сколько голосов вы слышите в стихотворении? (Голос кота, мышей, автора. Причём голос героя не всегда отделён от голоса автора. Например, «Кот, ты спишь?» – вопрос, наверняка заданный мышами.) – Найдите границы голосов в тексте, обозначьте их. – Какой кот в изображении А. Толстого? (Старый, беззубый, много спит и мечтает, глуповатый и т.д.) – А мыши? – Как в стихотворении переплетаются сон кота и явь? 3) Выразительное чтение стихотворения по ролям. Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Понравились ли вам сказки и стихи А.Н. Толстого? Чем? – В чём их необычность? – Какие открытия о писателе А.Н. Толстом вы для себя сделали? Так удалось ли С.Я. Маршаку «превратить», а А.Н. Толстому – «превратиться» в детского писателя? 2) Творческое задание (задание III.3 в тетради). – Прочитайте начало стихотворения и допишите недостающую строку. Раз у нашего Степана Караулил кот сметану, А когда настал обед, .................................. (Кот сидит – сметаны нет.) – Похож ли этот кот на кота из стихотворения А.Н. Толстого? Почему? – Что общего между Базилио, котом – сметанным ртом и Василь Васильичем? (Все трое – коты, герои книг А.Н. Толстого.) – Кому бы из них больше всего понравилась сказка «Фофка»? (Василь Васильичу, это кот из «Детства Никиты» – настоящий хищник, гроза мышей и птиц.)
– Какое умение формировали?
| 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
| |
IV. Домашнее задание. | Прочитать главы «Чем закончился скучный вечер» и «Желтухин» из повести А.Н. Толстого «Детство Никиты» или выучить наизусть фрагмент любого текста А.Н. Толстого.
| |
Всего комментариев: 0 | |
| |