Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 92. Тема: Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)

Литературное чтение

Урок 92.


Тема: Рассказ о сказке и детских фантазиях (А.Н. Толстой «Фофка»)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Работа с текстом до чтения.

1) Упражнения на развитие воображения учащихся.

– Привет вам от Акчабосы!

– Что вы на меня так удивлённо смотрите? Разве вы не знаете Акчабосу, которая живёт на стене, у которой нос в варенье и есть четыре подружки? А она вас знает, ей о вас Фофка рассказал. Теперь догадались?

– Между прочим, Фофка и Акчабос хорошо знают многих наших общих знакомых: мужчину упитанного, в меру воспитанного, в полном расцвете сил. Догадались кого? Конечно, Карлсона, а ещё они знают домового Афанасия.

– Интересно, где они могли познакомиться? (В воображении, в фантазии детей.)

 

– А вы мне ни от кого не хотите передать привет?

– Давайте придумаем своего героя и будем знать о нём только мы, ведь он будет жить только в нашем воображении.

– Пусть он будет зелёный... (Высказывания ребят.)

– Зелёный, квадратный... (Высказывания.)

– Зелёный, квадратный, сладкий... (Высказывания ребят о характере героя, его привычках, поступках, внешнем облике – например, у него 6 ртов и 12 глаз; придумывание имени и т.д.)

– А вы о нём расскажете взрослым? Почему не всем? А друзьям?

– Он будет вашим другом? Или начнёт пугать по вечерам? А от чего это зависит?

2) Выявление качества домашнего чтения.

– Почему в сказке А. Толстого воображаемым героем стал цыплёнок Фофка, разве цыплята страшные?

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

Работа с текстом.

Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение.

– Где впервые автор предупреждает читателя о чём-то необычном и таинственном? («Но никто не досмотрел...».)

– А в самой бумажной полосе есть ли что-то таинственное? (Нет – собачки, цыплёнок с пумпушкой.)

– Почему маляр показался детям необыкновенным? (Не видно лица, «пропал через чёрный ход».)

– Как маляр произнёс «ну-ну!»? Попробуйте сказать «не просто  "ну-ну”, а что-то похуже».

 

– О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда...»? (Значит, появление полосы обсуждалось детьми, задело их воображение.)

– Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор?

(«Только его и видели», «делать нечего».)

– Какую роль в тексте они играют?

– Кто из детей больший фантазёр? (Зина – она выдумщица и заводила.)

– Страшно ли звучит имя цыплёнка – Фофка?

– Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами?

(Легче фантазировать с закрытыми глазами, тогда каждый звук становится необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них сквозь щёлку в одном глазу.)

– Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики – шарики, прыгающие по стене. (Глаз то приоткрывается чуть-чуть, то зажмуривается).

– Почему нянька по-другому прореагировала на рассказы детей?

– Много ли шалостей пришлось припоминать детям? Прочитайте выразительно предложение-ответ.

– Что перепуталось в детских головках? (Собственные шалости и шалости мальчиков – озорников Макса и Морица.)

– Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем?

(С. 89.)

– Как это повлияло на фантазии детей?

– Что обидело героя в Зининых словах? Прочитайте их «противным голосом».

– «Этого, конечно, я снести не мог». А что другое терпел от сестрёнки?

– Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос?

– Верит ли Зина в собственные выдумки?

– А почему мальчик заревел не сразу, а подождал?

 

– А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили?

– Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного?

– Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и выдумщики.

– Много ли кнопок они купили? (На все 30 копеек.)

– Почему они дождались, когда родители уйдут со двора? (Взрослые бы их не поняли.)

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком, которого обидели Макс и Мориц).

– Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних абзацев.)

– Почему собачка, передавшая вам привет, назвала себя Акчабос?

2) Творческая работа.

– Придумайте свою клятву-заговор.

– Чем бы вы поклялись?

– Как бы звучала ваша клятва-заговор?

3) Выявление жанровых особенностей.

– Что делает эту историю сказкой? (Фантастический Фофка, особенности языка.)

– Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои, начало и конец текста, диалоги героев и др.)

– Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение (задание III.1 в тетради, уроки 92–93).

«Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях).

– Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?».

(Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

 

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

 

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

Рассказ о воображаемом герое. (Кто живёт у нас под ковром, за шкафом, в письменном столе и т.д.)

 

 

[ Скачать с сервера (74.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.