Литературное чтение |
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Работа с текстом до чтения. 1) Упражнения на развитие воображения учащихся. – Привет вам от Акчабосы! – Что вы на меня так удивлённо смотрите? Разве вы не знаете Акчабосу, которая живёт на стене, у которой нос в варенье и есть четыре подружки? А она вас знает, ей о вас Фофка рассказал. Теперь догадались? – Между прочим, Фофка и Акчабос хорошо знают многих наших общих знакомых: мужчину упитанного, в меру воспитанного, в полном расцвете сил. Догадались кого? Конечно, Карлсона, а ещё они знают домового Афанасия. – Интересно, где они могли познакомиться? (В воображении, в фантазии детей.)
– А вы мне ни от кого не хотите передать привет? – Давайте придумаем своего героя и будем знать о нём только мы, ведь он будет жить только в нашем воображении. – Пусть он будет зелёный... (Высказывания ребят.) – Зелёный, квадратный... (Высказывания.) – Зелёный, квадратный, сладкий... (Высказывания ребят о характере героя, его привычках, поступках, внешнем облике – например, у него 6 ртов и 12 глаз; придумывание имени и т.д.) – А вы о нём расскажете взрослым? Почему не всем? А друзьям? – Он будет вашим другом? Или начнёт пугать по вечерам? А от чего это зависит? 2) Выявление качества домашнего чтения. – Почему в сказке А. Толстого воображаемым героем стал цыплёнок Фофка, разве цыплята страшные?
| Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений.
| 2 4 1 2 3 1 2 3 3 Работа с текстом. Работа с текстом во время чтения. Комментированное чтение. – Где впервые автор предупреждает читателя о чём-то необычном и таинственном? («Но никто не досмотрел...».) – А в самой бумажной полосе есть ли что-то таинственное? (Нет – собачки, цыплёнок с пумпушкой.) – Почему маляр показался детям необыкновенным? (Не видно лица, «пропал через чёрный ход».) – Как маляр произнёс «ну-ну!»? Попробуйте сказать «не просто "ну-ну”, а что-то похуже».
– О чём говорит фраза «Потом и оказалось: мама никогда...»? (Значит, появление полосы обсуждалось детьми, задело их воображение.) – Какие похожие на сказочные присказки вводит в текст автор? («Только его и видели», «делать нечего».) – Какую роль в тексте они играют? – Кто из детей больший фантазёр? (Зина – она выдумщица и заводила.) – Страшно ли звучит имя цыплёнка – Фофка? – Что изменилось бы, если бы дети лежали с открытыми глазами? (Легче фантазировать с закрытыми глазами, тогда каждый звук становится необычным, а тени и свет лампадки пугают и волнуют, если смотреть на них сквозь щёлку в одном глазу.) – Покажите, как надо сощурить глаз, чтоб свет лампадки стал похож на мячики – шарики, прыгающие по стене. (Глаз то приоткрывается чуть-чуть, то зажмуривается). – Почему нянька по-другому прореагировала на рассказы детей? – Много ли шалостей пришлось припоминать детям? Прочитайте выразительно предложение-ответ. – Что перепуталось в детских головках? (Собственные шалости и шалости мальчиков – озорников Макса и Морица.) – Какое приключение Макса и Морица проиллюстрировано Бушем? (С. 89.) – Как это повлияло на фантазии детей? – Что обидело героя в Зининых словах? Прочитайте их «противным голосом». – «Этого, конечно, я снести не мог». А что другое терпел от сестрёнки? – Кто же мог «страшно больно» цапнуть за нос? – Верит ли Зина в собственные выдумки? – А почему мальчик заревел не сразу, а подождал?
– А кем вас пугали взрослые, когда вы долго не засыпали и шалили? – Кого дети называют госпожой «Пчелой»? Что в ней необычного? – Докажите, что даже на хозяйку магазина они смотрят как фантазёры и выдумщики. – Много ли кнопок они купили? (На все 30 копеек.) – Почему они дождались, когда родители уйдут со двора? (Взрослые бы их не поняли.) Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – Как же получилось, что причиной страхов стал нарисованный цыплёнок с пумпушкой? (Под влиянием книги В. Буша и конкретной истории с цыплёнком, которого обидели Макс и Мориц). – Продолжается ли фантазия детей? (Конечно, это очевидно из двух последних абзацев.) – Почему собачка, передавшая вам привет, назвала себя Акчабос? 2) Творческая работа. – Придумайте свою клятву-заговор. – Чем бы вы поклялись? – Как бы звучала ваша клятва-заговор? 3) Выявление жанровых особенностей. – Что делает эту историю сказкой? (Фантастический Фофка, особенности языка.) – Что в этой истории от рассказа? (Построение, детали, реальный мир, герои, начало и конец текста, диалоги героев и др.) – Как же соединяются в «Фофке» сказка и рассказ? Закончите предложение (задание III.1 в тетради, уроки 92–93). «Фофка» – это рассказ о сказке, в которой живут ... (дети), рассказ о детских ... (фантазиях). – Как А.Н. Толстой ответил на вопрос: «Как надо писать для детей?». (Писать для детей – значит смотреть на мир глазами детей.)
– Какое умение формировали?
| 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
| |
IV. Домашнее задание. | Рассказ о воображаемом герое. (Кто живёт у нас под ковром, за шкафом, в письменном столе и т.д.)
| |
Всего комментариев: 0 | |
| |