Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 8. Тема: КАКОЙ Я СЛУШАТЕЛЬ О чём мне сказала анкета. Оцениваем слушателя.

Урок 8.

Тема: КАКОЙ Я СЛУШАТЕЛЬ    

О чём мне сказала анкета. Оцениваем слушателя.

Цель:

– обращаем внимание ученика на то, как он умеет слушать; подсказываем в ненавязчивой форме, чему ещё ему надо

научиться, чтобы стать хорошим слушателем.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа.

– Сегодня, ребята, мы переходим к новой теме – «Слушание». От того, как мы умеет слушать и слышать начальника, членов своей семьи, друзей, соучеников, в большой степени зависят наши достижения в работе и отношения с близкими людьми. А от того, как вы умеете слушать учителя, зависят ваши знания, ваши успехи в школе.

– Конечно, слушанию мы с вами уже учились. Но можно ли сказать, что каждый из нас отличный слушатель и нам не надо этому учиться? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим вопросы анкеты.

Отвечая на вопросы анкеты, ученик оценивает своё умение слушать.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

3 4 6 2 3

Задание 70.

Возможные ответы:

– Я не очень хороший слушатель. Иногда мне очень хочется вставить словечко в чей-нибудь рассказ. Например, папа рассказывал, как он играл в футбол, когда был маленький, и я всё время перебивал его. Наконец мама сказала: «Саша, можно подумать, что ты играл с папой в одной футбольной команде. Может быть, всё-таки дашь ему закончить рассказ?»

– Я почти никогда не подвожу итогов сказанного собеседником. Только если мама просит что-нибудь купить, я повторяю, что я запомнил. Это бывает полезно, потому что не всегда всё сразу запомнишь.

– Я редко переспрашиваю, если мне что-то непонятно. Как-то стыдно, что я чего-то не знаю. А иногда не переспрошу, какие номера заданы на дом, и не то домашнее задание выполню.

– Я очень редко говорю, понравилось ли мне то, что я услышал. А зря.

Мама интересно рассказывает про свою работу в детском саду. Эти дети такие смешные и забавные! Раньше мама часто рассказывала всякие истории, а теперь – редко. Наверное, надо было сказать ей, что её интересно слушать.

Задание 71.

Миша не знал значения слов мушкетёр, мушкет. Мушкет (от французского слова) – ручное огнестрельное оружие с фитильным замком. Появился в начале XVI века в Испании, дальность стрельбы до 250 м. В конце XVII – начале XVIII века мушкеты были заменены

кремнёвыми ружьями.

Мушкетёры – вид пехоты в европейских армиях XVI – начала XVIII века, вооружённой мушкетами. Во Франции XVII–XVIII веков мушкетёрами называли часть гвардейской кавалерии. (Советский энциклопедический словарь. М., 1989, с. 861.)

Слово мушкетёр благодаря роману Александра Дюма и многочисленным экранизациям романа у многих людей связывается с бесстрашными подвигами д’Артаньяна и его друзей, дуэлями на шпагах, погонями на лошадях, служением прекрасным дамам.

У Миши с мамой были доверительные, тёплые отношения. Мама всегда внимательно слушала то, что придумывал её сын, и включалась в его игру.

Ключевые слова: бобёр, мушкет, мушкетёр, мушка, конь, овёс, пороховница.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Задания 72.

Нина уже знает ответ на вопрос, она уверена в этом, спокойно подняла руку и ждёт, когда её вызовет учитель.

Катя раздумывает над вопросом. У неё ещё нет точного ответа. Игорь, возможно, даже не расслышал, что спрашивает учитель. Его

в этот момент что-то отвлекло. Конечно, он не готов отвечать.

Возможные характеристики учеников с точки зрения учителя:

Нина – отличница. Она всегда внимательно слушает на уроке, хорошо решает самые сложные задачи. У неё самые аккуратные тетради.

Катя пишет хорошие рассказы, отлично рисует. Она не так быстро соображает по математике, как Нина, но если настроится, то хорошо выполняет контрольные. Мне нравится, что Катя почти всегда обдумывает свой ответ и может его объяснить.

С Игорем бывает трудно. Иногда он хорошо работает на уроке, а иногда отвлекается и уже не слышит учителя. Он часто не слушает, как отвечают его товарищи. Поэтому не может дополнить ответ или включиться в коллективную работу. Но бывает, что Игорь хотя и не сразу, но придумывает оригинальное решение задачи. На уроках риторики Игорь часто рассказывает забавные истории.

 

Задание 73.

Материал для учителя об Исократе. Исократ – знаменитый ритор из Греции, жил в Афинах около 2400 лет назад (около 436–338 гг. до н.э.). В древности он считался мастером красноречия, о популярности его произведений свидетельствует большое количество отрывков из его речей, найденных на папирусах. Исократ основал ораторскую школу, из которой вышли многие политики, ораторы и писатели. («Ораторы Древней Греции», предисловие В. Боруховича, М., 1985, с. 10–12.)

Возможные ответы:

– Я согласен, что многие люди действительно не хотят слушать доводы тех, с кем они не согласны. И ораторы заранее стараются сделать так, чтобы угодить всем присутствующим. Поэтому не говорят того, что на самом деле думают.

– Вообще надо постараться выслушать и понять аргументы всех ораторов, и особенно тех, с кем ты не согласен.

 

– Мне кажется, что на самом деле многое зависит от того, как оратор выглядит, как одет, какая у него причёска. Мама говорит, что красивых женщин и интересных мужчин более внимательно слушают.

– А я думаю, что лучше слушают тех, у кого хороший голос и разборчивая речь, во всяком случае, в начале выступления. Если человек шепелявит, то вряд ли к его словам кто-нибудь отнесётся серьёзно.

– Если ты хочешь поспорить с оратором, наверное, важно уметь проявить знаки внимания, чтобы он понял, что ты его внимательно слушал. Например, можно кратко пересказать сказанное; или подвести итог; переспросить, если что-то непонятно; выразить, в чём ты согласен, а в чём не согласен с говорящим.

 

Задание 74.

На дом можно задать детям прослушать спортивный выпуск новостей и записать 2–3 важные спортивные новости.

Возможные записи:

1. Вчера в Москве открылся чемпионат мира по карате.

2. На чемпионате мира по прыжкам в воду российская команда завоевала первое место, получив 4 золотые и 2 серебряные медали.

3. В Открытом чемпионате мира по теннису среди женщин, проходящем в Германии, чемпионкой стала Мэри Фернандес из США.

(Из спортивных новостей 19 мая 1997 г.)

 

Задание 75.

Материал для учителя об Эразме Роттердамском. Эразм из Роттердама жил в Германии в 1469–1536 годах. Он прославился как величайший мыслитель, писатель, а также переводчик и издатель древнегреческих и древнеримских авторов. Эразма по праву признают одним из видных гуманистов своей эпохи. Он считал, что все люди равны в силу своей природы, выступал против суеверий, войн, несправедливости.

(«Эразм Роттердамский». Философские произведения. Вступительная статья В.В. Соколова. М., 1987, с. 5–68.)

 

Возможные ответы учеников:

– Я никогда никого не дразню, высунув язык.

– Я стараюсь быть вежливым и не перебивать взрослых, когда они

говорят.

– Я часто спрашиваю, если мне что-нибудь непонятно, но иногда стесняюсь делать это.

– У меня не всегда получается внимательно слушать собеседника и «не бродить мыслями своими». Иногда я отвлекаюсь, если мне кажется, что это меня не касается.

 

Резервный материал.

– Послушайте, ребята, смешное стихотворение А.С. Пушкина «Вурдалак». Постарайтесь рассказать его своими словами как можно подробнее и точнее. Не придумывайте несуществующих в тексте деталей.

 

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шёл домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредёт

По могилам; вдруг он слышит –

Кто-то кость, ворча, грызёт.

Ваня стал: шагнуть не может.

Боже! думает бедняк,

Это, верно, кости гложет

Красногубый вурдалак.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? Вместо вурдалака –

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

 

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог урока.

– Что надо делать, чтобы стать хорошим слушателем?

 

 

V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.

 

[ Скачать с сервера (68.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.