Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 8. Тема: Говорящий взгляд.

Урок 8.

Тема: Говорящий взгляд.

Цель: помогаем осознать, что мимика, взгляд, жесты, поза являются дополнительными средствами выразительности устной речи.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

3

Беседа.

– Давайте вспомним, что является дополнительными средствами выразительной устной речи?

Высказывания детей.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

 2  3  3  2

– Слышали вы такое выражение: глаза – зеркало души? Как вы это понимаете? Конечно, глаза не живут отдельно от лица, его мимики, но всё-таки иногда можно услышать: мы говорили глазами, взглядами.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

 Работа в учебнике.

Задание 54.

– Рассмотрите рисунки, попытайтесь определить и передать словами сказанное взглядом.

– Удалось ли вам разгадать красноречивый язык взгляда? О чём вы

узнали?

Задание 55.

– О чём говорят глаза мальчиков?

– Как меняется тон их высказывания?

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2  3  3  1  1  3

Анализ речевых ситуаций

1. – Когда вы вырастете, обязательно услышите выражение – улыбка сфинкса. Кто такой сфинкс? Чему он улыбается? Всматривайтесь в него (было бы хорошо, если бы учитель продемонстрировал цветное изображение сфинкса – см., например, учебники истории Древнего мира), слушайте и размышляйте. Что видите вы? О чём думает древний сфинкс?

...У колонны, выпрямившись в свете луны, неподвижно сидит могучий сфинкс. Передние лапы, на которые он опирается, львиные. Задняя часть тела бычья, на спине огромные крылья, а лицо человеческое – во всяком случае, по форме, ибо выражение этого лица лучше было назвать нечеловеческим. Трудно было определить, то ли это лицо улыбается, то ли выражает непомерную скорбь, то ли полное равнодушие. Сначала оно показалось Атрею злым и свирепым, а потом, наоборот, весёлым.

– Оставь это! – сказал ему гном. – Всё равно не определишь. Это со всеми так. Смотрю на них целую жизнь, но до сих пор так и не понял этого выражения. Оно всё время меняется!        (М. Энде)

2. – Послушайте (можно магнитофонную запись) песенку из мультфильма «Крошка Енот» и скажите, как может изменить мир улыбка. Какие чувства, настроение, состояние можно передать с помощью улыбки? Подумайте, какой тон речи обычно соответствует улыбке.

Улыбка

От улыбки хмурый день светлей,

От улыбки в небе радуга проснётся...

Поделись улыбкою своей,

И она к тебе ещё не раз вернётся.

Припев:

И тогда наверняка

Вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке...

С голубого ручейка

Начинается река,

Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик,

Сонный лес простится с тишиной

И захлопает в зелёные ладоши.

Припев.

От улыбки станет всем теплей –

И слону, и даже маленькой улитке...

Так пускай повсюду на земле,

Будто лампочки, включаются улыбки!

                                                                     (М. Пляцковский)

3. – Послушайте отрывок из сказки В. Бонзельса «Пчела Майя и её приключения». Как вы думаете, способна ли улыбка примирить даже врагов? О чём говорят улыбка и дружеский тон? Поможет ли шмель пчеле бежать из плена?

Пчела Майя попала в плен к шмелям. И вот что произошло дальше.

... – Теперь я буду биться с вами!

Стражник изумлённо посмотрел на неё и улыбнулся. У него была хорошая улыбка. Такой улыбки Майя никогда ещё не видела. Какой-то странной властью над её сердцем обладала эта улыбка.

– Милая, – произнёс он почти с нежностью, – биться мы не станем! Вы сильный народ, но мы более могущественны! Не годится шмелю вступать в бой с одной-единственной пчёлкой...

Этот спокойный, дружеский тон совершенно обезоружил Майю. На выражение ненависти и гнева она бы ответила тотчас же! Но теперь, казалось, произошло чудо. Она посмотрела на врага печальными большими глазами и, следуя велению сердца, тихо произнесла:

– Прежде я слышала о шмелях только дурное. Но вы не такой. Я не могу поверить в то, что вы способны на что-то плохое!

– Повсюду можно найти добрых и злых, – спокойно и серьёзно ответил воин. – Но мы – ваши враги, не забывай об этом...

 

Работа по учебнику.

Задания 57–58.

Задания дают возможность детям вспомнить основные понятия темы «Устная речь». Слова-отгадки кроссворда – тон, громкость,

темп. Слова, которые должны быть составлены из слогов, – чувства, состояние, отношение, настроение.

Задание 59.

Прежде чем выполнять задание, дети должны прочитать рубрику «Подсказка» для того, чтобы вспомнить особенности темпа, громкости и тона устной речи. Анализ отрывков из стихотворения С. Маршака можно провести так:

– Представьте себе, что вы на вокзале. У всех пассажиров есть багаж – у кого-то большой (несколько вещей), у кого-то маленький и т.д. И вот вы видите даму, носильщик везёт за ней целую тележку с багажом. Как вы думаете, дама заранее прибыла на вокзал, у неё достаточно времени, чтобы спокойно сдать свой багаж в багажное отделение поезда?

– Конечно, ведь в тексте говорится, что она успела сдать багаж до

звонка (до первого предупреждения), значит, темп произнесения первого отрывка – средний, чуть замедленный, громкость – обычная, тон – спокойный.

– Что же случилось потом? Да, вот это неожиданность – пропала часть багажа (удрал щенок). Было ли время у проводников искать пропажу? Что они сделали?

– Верно, времени до отхода поезда совсем не осталось и вместо щенка в багажный вагон затолкали первую попавшуюся на глаза собаку, значит, второй отрывок следует произносить в ускоренном темпе, громче, чем обычно, возбуждённо.

– Что произошло, когда дама, прибыв к месту назначения, обнаружила, что багаж ей подменили, – ведь пёс-то не её?

– Вы правы, она очень рассердилась, даже начала швырять, отпихивать свои вещи, кричать. А когда начала требовать свою собачонку, возможно, и расплакалась. Поэтому третий отрывок будем читать сначала быстро, затем – замедленно (Отдайте мою со-ба-чон-ку!), раздражённо крича, а в конце – просяще. (Заметим, что можно проанализировать этот отрывок и по-другому – весь текст прочитать достаточно быстро, громко, требовательно.)

– Чем закончилась эта история? Вернули ли даме весь её багаж? Как с ней разговаривал проводник, как убеждал её в том, что всё в порядке, расстраиваться (требовать и кричать) незачем? Можно ли назвать всю эту историю юмористической?

 

Задание 60. Желательно начать выполнение задания с наблюдений за плывущими облаками из окон класса. Учитель пытается разбудить фантазию, воображение детей, что поможет им правильно разобраться в ситуации, описанной В. Сухомлинским.

 

Задание 61.

Представленные в задании диалоги можно разыграть, предварительно обсудив, что и как говорят собеседники. У кого из них радостное настроение, у кого – испуганное? Как вы это определили?

 

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

ΙV. Итог урока.

 

4

– Так что же помогает сделать устную речь более понятной и выразительной?

– Конечно, это несловесные средства общения – мимика, улыбка,

взгляд, жесты, поза говорящего.

 

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

 

Деятельность учеников:

 

– Называть несловесные средства общения.

– Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, жестов.

[ Скачать с сервера (65.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.