Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 89. Тема: Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)

Литературное чтение

Урок 89.


Тема: Спасение Младшего – победа живого мира (Е. Шварц «Два брата», гл. 5–8)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Беседа с учащимися.

– С какими чувствами вы читали окончание сказки?

– За кого из братьев переживали особенно? Почему?

– Какие страницы хотели бы перечитать сегодня в классе?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

1. Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

Определение главного смысла сказки (задание II.2 в тетради, уроки 88–90).

– Прочитайте мечту о будущем Е. Шварца, высказанную одним из самых нежно любимых им героев (Дон-Кихотом): «Обман, коварство и лукавство не посмеют примешиваться к правде и откровенности. Мир, дружба и согласие воцарятся во всём свете, справедливость уничтожит корысть и пристрастие».

– Какое из этих трёх предложений напрямую относится к сказке «Два брата»?

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение глав 5–8.

5-я глава.

– Можно ли мальчика назвать благодарным и внимательным слушателем?

– Легко ли открыть дубовую дверь?

– Зачем мальчик отогревал птиц и зверей?

– Понимали ли его птицы, белки и зайцы?

– Почему Мороз на этот раз простил мальчика?

6-я глава.

– Что помогает мальчику и зверям понимать друг друга?

– Какие цифры обыгрывает в сказке Щварц? (7, 49.) Есть ли в них какая-то магия, особая сила?

– Отчего дрожит мальчик, входя в зал?

– Что в первую очередь он заметил, разглядывая младшего брата?

7-я глава.

– Что впервые появляется в сказке? (Солнце.)

– Почему вдруг Старший почувствовал холод?

– Что придавало мужества зайцам?

– Что символизируют слёзы Мороза?

– Уверен ли Старший, что отец оживит Младшего? (Не до конца: он понимает, что должен будет сделать это сам.)

– Зачем он теперь торопился и «мчался, как вихрь», ведь Мороз остался позади?

– Почему в этой сцене автор особенно часто начинает предложения с союза «и»? Прочитайте отрывок вслух (с. 78) и вслушайтесь в звучание.

– Обратите внимание на эту сцену спасения Младшего птицами и белками. Посмотрите, как строятся предложения.

– Так кто же всё-таки спас Младшего: звери или старший брат?

 8-я глава.

– Почему родители сидят у открытого окна?

– Сколько времени прошло с момента ухода братьев?

– Как бежали по лесу Старший и Младший?

– Что помогло отцу помолодеть?

– Вы заметили, что автор не выдерживает и прямо высказывает свои мысли?

Вопрос после чтения:

– Какими словами (на каком предложении) закончилась бы обыкновенная сказка? А как закончилась сказка Шварца? Почему? (Автор уточняет: жить счастливо можно, если живёшь дружно.)

2) Выразительное чтение самых сказочных фрагментов сказки (самых реальных, самых поучительных, шварцевских – и т.д., по выбору учителя и учащихся).

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

Вопросы 1 и 2 учебника (с. 81).

2) Определение главного смысла текста, возвращение к заданию в тетради.

– Проверьте, правильно ли вы выделили главное предложение в словах героя, раскрывающее мечту Шварца.

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца.

 

 

[ Скачать с сервера (69.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.