Литературное чтение |
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Проверка домашнего задания. Актуализация знаний и представлений учащихся. – Что общего между «Ежом», «Чижом», «Воробьём»? (Всё это – журналы для детей, издававшиеся в начале XX века.) – Соберите известных вам писателей «вокруг Маршака». | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений.
| 2 4 1 2 3 1 2 3 3 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. 1) – Найдите на фотографиях (с. 58, 61, 81) Е. Шварца. Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным. – А каким видите его вы?
– Шварц долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обэриуты «ходили» на четвереньках. Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце? 2) Работа с ключевыми словами. Мир произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари. – Что же писал Шварц для детей? – О чём его сказки? О чём говорит название «Два брата»? – Знаете ли другие сказки с таким названием? (Читали сказку Л.Н. Толстого.) Работа с текстом во время чтения. 1) Комментированное чтение глав 1–4 сказки «Два брата», ведение детьми диалога с автором. 2) Беседа и повторное выборочное чтение. 1-я глава. – Можно ли начало сказки назвать сказочным? – Что веселило лесничего, а что его огорчало? – Что заставило Старшего дать честное слово? – Почему Старшему не хотелось играть с Младшим? – Что страшного в словах «оставь меня в покое!»? – Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения. – Отчего поседел отец? – Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? справедливым? мудрым? – Почему два брата носят такие необычные имена – Старший и Младший?
2-я глава. – Что нового мы узнаём о Старшем? – Зачем сказочник второй раз называет количество его лет (12)? – Красив ли ледяной лес? – А какое впечатление производит на вас эта красота? – Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? (На примере этой главы.) 3-я глава. – Почему у старика тоненький звонкий голос? (Он насквозь промёрз.) – «Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил отчётливо, гладко» – о чём это говорит? – Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз? – Кого напоминает вам Прадедушка Мороз? – Что страшного во дворце Мороза? (Его бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи.) – Как понимает покой Мороз? А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего (задание II.1 в тетради)? – Что огорчило и потрясло Старшего? – Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать» птиц? – Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его ослушается? – Что больше всего поразило вас в поступках Мороза? 4-я глава. – Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1», «полка № 9»? – На какой промысел отправляется Мороз? – Почему он разрешает Старшему передвигаться как угодно? – Легко ли будет спасти брата? – Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную» жизнь?
Работа с текстом после чтения. 1) Обобщающая беседа. – В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка? Вопрос 4 учебника (с. 81). 2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».)
– Какое умение формировали?
| 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
| |
IV. Домашнее задание.
| Дочитать сказку до конца. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |