Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 88. Тема: Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)

Литературное чтение

Урок 88.


Тема: Живой мир и мир вечного покоя (Е. Шварц «Два брата», гл. 1–4)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Проверка домашнего задания.

Актуализация знаний и представлений учащихся.

– Что общего между «Ежом», «Чижом», «Воробьём»? (Всё это – журналы для детей, издававшиеся в начале XX века.)

– Соберите известных вам писателей «вокруг Маршака».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) – Найдите на фотографиях (с. 58, 61, 81) Е. Шварца. Говорят, что он был большим, весёлым, остроумным и жизнерадостным.

– А каким видите его вы?

 

 

– Шварц долгие годы был не просто «вокруг Маршака», а вместе с ним работал в Ленинграде, на Киевском проспекте, на 6-м этаже Дома книги в Детском отделе Государственного издательства, т.е. там, где издавались «Ёж» и «Чиж», где весёлая жизнь кипела и бурлила, где обэриуты «ходили» на четвереньках. Что добавляет эта информация к вашему представлению о Шварце?

2) Работа с ключевыми словами.

Мир произведений Е. Шварца населяют короли, свинопасы, принцессы, трубочисты, драконы, рыцари.

– Что же писал Шварц для детей?

– О чём его сказки? О чём говорит название «Два брата»?

– Знаете ли другие сказки с таким названием? (Читали сказку Л.Н. Толстого.)

Работа с текстом во время чтения.

1) Комментированное чтение глав 1–4 сказки «Два брата», ведение детьми диалога с автором.

2) Беседа и повторное выборочное чтение.

1-я глава.

– Можно ли начало сказки назвать сказочным?

– Что веселило лесничего, а что его огорчало?

– Что заставило Старшего дать честное слово?

– Почему Старшему не хотелось играть с Младшим?

– Что страшного в словах «оставь меня в покое!»?

– Можно ли Старшего назвать жестоким человеком? Докажите свою точку зрения.

– Отчего поседел отец?

– Каким бы вы назвали решение отца: жестоким? справедливым?

мудрым?

– Почему два брата носят такие необычные имена – Старший и Младший?

 

2-я глава.

– Что нового мы узнаём о Старшем?

– Зачем сказочник второй раз называет количество его лет (12)?

– Красив ли ледяной лес?

– А какое впечатление производит на вас эта красота?

– Как переплетаются в сказке реальность и фантастика? (На примере этой главы.)

3-я глава.

– Почему у старика тоненький звонкий голос? (Он насквозь промёрз.)

– «Не доброе и не злое лицо», «спокойно», «повторил отчётливо, гладко» – о чём это говорит?

– Почему так страшно (раздельно) говорит Мороз?

– Кого напоминает вам Прадедушка Мороз?

– Что страшного во дворце Мороза? (Его бесконечность, неизменность, чёрное ледяное пламя в белой печи.)

– Как понимает покой Мороз? А как понимал это слово Старший, отгоняя Младшего (задание II.1 в тетради)?

– Что огорчило и потрясло Старшего?

– Почему он подчинился Морозу и стал «успокаивать» птиц?

– Исполнит ли Мороз свою угрозу, если мальчик его ослушается?

– Что больше всего поразило вас в поступках Мороза?

4-я глава.

– Какое впечатление рождают слова «завтрак № 1», «полка № 9»?

– На какой промысел отправляется Мороз?

– Почему он разрешает Старшему передвигаться как угодно?

– Легко ли будет спасти брата?

– Что помогает Старшему выдержать такую «ледяную» жизнь?

 

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа.

– В чём необычность сказки Е. Шварца? (В ней сплетаются реальность и волшебство.) Где реальная жизнь, а где сказка?

Вопрос 4 учебника (с. 81).

2) Словесное рисование. (Два мира есть в сказке Шварца: мёртвый мир вечного покоя и мир живой – мир леса, семьи мальчиков, поэтому для рисования можно предложить две темы – «Лес в начале сказки» и «Ледяной лес» или «В доме лесничего» и «Во дворце Мороза».)

 

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

 

Дочитать сказку до конца.

 

 

[ Скачать с сервера (72.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.