Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 81. Тема: Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»)

Литературное чтение

Урок 81.


Тема: Настоящий капитан (Б. Житков «Николай Исаич Пушкин»)

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Беседа.

Выявление первичного восприятия текста.

– Сравните свою реакцию на рассказ Б. Житкова с тем, как слушали его дети на квартире у Чуковского:

«Усевшись среди них на диване, стал рассказывать им о разных морских приключениях. Они слушали его очарованные и, когда он заканчивал свой рассказ, деспотически кричали: "Ещё!". Я слушал его рассказы урывками, приходили какие-то люди, постоянно звонил телефон. Но я видел, как увлечены его рассказами дети».

– Захотелось ли кому-то из вас после чтения рассказа закричать:

«Ещё!»? Если да, то что вы сделали? Если нет, то почему?

– Можно ли чтение рассказов Житкова назвать простым?

– С какими трудностями встретились?

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

 

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

1) Составление морского словарика (задание I.1 в тетради, урок 81).

2) Постановка вопросов, возникших у ребят во время домашнего чтения, ответы на которые они самостоятельно не нашли.

Работа с текстом во время чтения.

Комментированное чтение.

– Почему не понимают друг друга пассажиры и моряки?

– Что главное для капитана?

– «Я сам это понял …». Кто я? Найдите границы, где меняется повествователь. (Где повествование идёт от 3-го лица, где от 1-го?)

– Значит, есть основания у автора для ведения повествования от 1-го лица?

– Интересно, как же однажды рассказчик посадил парусник?

– Какой урок он вынес из этой истории?

– Чего боялся капитан ледокола? Почему торопился уйти, несмотря на удачный промысел тюленя?

– В чём опасность ледяного затора?

– Как подаёт команды капитан в машинное отделение?

– Был ли другой выход у капитана, решившего таранить ледяной затор?

– Почему помощник глянул на него «косым взглядом»?

– В чём была опасность дрейфа?

– Что такое «кошки Литке»? Почему их боялся капитан?

– Вы заметили, как пишет Житков об умении капитана слиться с пароходом, слышать его?

– Зачем капитан вытащил кольт (оружие), когда услышал чирканье днища о камни?

– Поддерживает ли помощник капитана в трудную минуту?

– Как ведут себя команда и пассажиры? Можно ли это назвать предательством?

– Чего «нету! нету! уже 5 минут нету…»? (Аварии, гибели ледокола.)

– «Красный человек», «красная луна» – с какой стороны раскрывается писатель в этой части текста?

– Что означают слова капитана, вышедшего на мостик?

– Чего стоили капитану эти 10 минут?

Работа с текстом после чтения.

1) Обобщающая беседа (по вопросам учебника, с. 43).

– Ради чего стоило прочитать этот рассказ?

– Каким бы вы назвали этот рассказ – добрым или жестоким, несмотря на благополучную развязку?

В ходе беседы ребята приходят к выводам, что главное в рассказе – это настоящий морской капитан, который знает, что такое ответственность за людей, пароход, что такое честь и доброе имя.

– Почему у капитана ледокола нет имени? (Задание III.4 в тетради.)

– Можно ли одну из двух частей рассказа назвать главной?

2) Составление характеристики капитана (задание III.2 в тетради).

 

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

Рассказ о морском капитане по заданию III.3 в «Тетради по литературному чтению».

 

 

 

[ Скачать с сервера (70.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.