Литературное чтение |
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Вступительное слово учителя. – Мы с вами знакомы с историей детской литературы от XVII до XX века, видели её истоки, наблюдали, как она развивалась и обогащалась. Теперь вы знаете о том, что судьбы авторов и книг тоже складывались непросто. Время всё расставляет на свои места, и, несмотря на запреты, гонения, а иногда, наоборот, слишком явное почитание при жизни, с читателем остаются лишь те авторы и книги, которые… – Продолжите мысль (учат доброте, чуткости к себе и к миру вокруг, сопереживанию, помогают многое осознать в себе и в окружающих и т.д.). – Приведите примеры таких книг. – Могут ли наступить времена, когда книги будут оценивать с других позиций? Почему вы так думаете? | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений.
| 2 4 1 2 3 1 2 3 3 1. Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. Комментарий подзаголовков, рассматривание фотографии на с. 31. (Общий эмоциональный фон размышлений учащихся: необычное время – необычные люди, необычные книги, хотя вряд ли книги могут быть обычными.)
Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение текста «Путешествия» (с. 31–32) до слов «Близнецы зашептали...». Обсуждение прочитанного. – Что вы уже знаете о журнале «Воробей»? – О чём говорит обстановка в редакции? – Чем заняты работники редакции? – При чьём разговоре мы присутствовали, догадались ли вы, кто такие Самуил Яковлевич и Борис Степанович? (Как правило, ребята узнают имя Маршака, но не знают, кто такой Борис Степанович. Правильно отвечают те, кто помнит подзаголовки «Путешествия».) – Кто такой Борис Степанович, пока неизвестно. А что о нём мы уже знаем? 2) Самостоятельное чтение текста (с. 32–33) до слов «стена комнаты». Рассказ о Житкове. – На какой вопрос пока не получили ответа? 3) Самостоятельное чтение текста до конца. – Интересно ли читать об авторах знакомых книг? – Откуда, по-вашему, всё это могут знать авторы учебника? – Приходилось ли вам раньше читать о писателях?
Работа с текстом после чтения. 1) Рассказ о писателе: Борис Житков дружил с Чуковским (тогда ещё – Николаем Корнейчуковым) с раннего детства: будущие писатели учились в одном классе одесской гимназии. У отца Житкова было три брата, и все они плавали на военных кораблях. Чуковский не уставал восхищаться удивительными способностями своего друга. – Как вы думаете, что могло вызвать его восхищение? (Ответы учащихся.) Они были настоящими друзьями, каждый учил другого тому, что умел сам. Плавать и грести, управлять парусником, ловить тарантулов и завязывать морские узлы – чьи это были уроки? Всё это было интересно, увлекательно, даже названия узлов звучали необычно. – Прочитайте названия морских узлов, рассмотрите их на рисунке (с. 35). Много ли времени вам потребуется, чтобы научить своего друга вязать такие узлы? А ещё чему вы можете научить своего друга? Дружба Житкова и Чуковского прошла через всю их жизнь. Когда осенью 1923 года, вернувшись из очередного путешествия, провалявшись потом целый месяц в больнице, Житков, измождённый, усталый, пришёл на квартиру к Чуковскому, его встретил не просто знаменитый писатель, его встретил друг детства. 2) Творческий пересказ «Как Житков стал писателем».
– Какое умение формировали?
| 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
| |
IV. Домашнее задание.
| Прочитать рассказ Б. Житкова «Николай Исаич Пушкин». | |
Всего комментариев: 0 | |
| |