Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 7. Тема: УТЕШЕНИЕ Утешить – помочь. Утешить – поддержать.

Урок 7.

Тема: УТЕШЕНИЕ      

Утешить – помочь. Утешить – поддержать.

Цель:

Учим детей:

– сопереживать чужому горю, несчастью, предлагать свою помощь;

– помогать людям преодолеть трудности, неприятности, горе не только на словах, но и на деле;

– оказывать поддержку в трудных ситуациях.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа.

– На прошлом уроке мы познакомились со словами, которыми люди

утешают, если случилась какая-то неприятность, горе, несчастье.

– Но всегда ли достаточно одних успокаивающих слов? (Правильно,

часто необходимо не только словами, но и делами помочь человеку.)

– Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике.

3 4 6 2 3

– Откройте учебник на с. 44. Прочитайте тему урока.

 

Задание 62.

– Наверное, Таня перестанет плакать, если пообещать ей достать упавший в речку мяч. (Ответ 3.)

– Что скажет Таня доставшему мяч?

Задание 63.

– Паж решил немножко развеселить Золушку не только словами,

но и делом – он угостил Золушку мороженым, которое она очень любила и не успела съесть на балу. Так он постарался отвлечь её от грустных мыслей.

– Как вы думаете, была ли Золушка благодарна пажу за это утешение?

Задание 65.

 – Какие утешительные слова вы могли бы сказать деду и бабке?

Как помочь?

4. На основе анализа объектов делать выводы.

 

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

1. Работа в учебнике.

Задание 64.

Вариант утешительной записки:

Не огорчайся, дорогой Иа-Иа! Я обязательно помогу тебе. Мы найдём твою потерю. И все наши друзья помогут. Полно печалиться, дело поправится.

– Какие слова из обрывков записок не могут утешить Иа-Иа, а, наоборот, расстроят его ещё больше?

Задание 66.

– Пассажиров утешит объявление о том, какие возможности для проведения свободного времени есть в аэропорту (сказкотека, видеоизбушка, ресторан), а также извинения авиакомпании.

– Конечно, их успокоит сообщение о том, что Иван-царевич уже спешит на помощь.

Больше всего недоумения и вопросов вызовет объявление:

Рейс № 13 в Тридесятое царство не состоится.

Задание 67.

Дети вписывают на оставленных строчках имена сказочных персонажей.

Задание 68.

Возможные утешения:

Малышу: Не плачь. Сейчас мы пойдём искать твою маму. Как её зовут? Не волнуйся, мы её обязательно найдём.

Игроку: Не переживай, что проиграл. Ведь твой партнёр, наверное, мастер? И ты тоже научишься играть не хуже. Это горе – не горе.

Девочке: Не огорчайся, девочка. Жалко, конечно, мороженого. Но оно не последнее в твоей жизни. А вот уж воробьи летят. Получается, что ты их угостила. Для воробьёв-то разве жалко мороженого?

Бабушке: Не волнуйтесь, пожалуйста. Вы видите без очков? Может быть, проводить вас? Чем вам помочь?

– Как ответят люди на утешительные слова? Может быть, поблагодарят, улыбнутся в ответ?

Задание 69.

Возможные утешительные слова:

Деду: Не расстраивайся так, дедуля. Всё бывает. Конечно, это очень

неприятно. Но посмотри, какая у тебя дружная семья. Все прибежали тебе помочь, даже мышка. Это горе – не беда.

 

Волку: Не огорчайся, серый Волк. Жалко хвост, конечно, но хорошо, что жив остался. Зато теперь ты уж точно знаешь, что с Лисой дружить нельзя. Нет худа без добра.

Зайцу: Успокойся, Заяц. Главное, Лису из избушки выгнали. Придётся убирать избушку, ремонт делать. Не печалься. Давай я помогу тебе. Это беда – не беда, лишь бы больше не была.

Резервный материал.

– Прослушайте потешку Л. Петрушевской. И может быть, не один раз.

– Как ты понял эту потешку? Расскажи подробно, своими словами, о чём в ней говорится.

Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

– Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калуша волит:

– Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

 

– Кого бы ты стал утешать в этой ситуации и как?

Это задание можно провести в виде игры двух команд. Каждая команда придумывает и записывает свой вариант перевода и сдаёт его жюри. На обдумывание, запись и репетицию рассказа необходимо дать командам 5–15 минут.

После этого команды по очереди рассказывают свой вариант сказки. Жюри и учитель могут прочитать свой вариант сказки.

Возможный вариант сказки.

 

Дурачки бестолковые

Шла курица (дикая утка, перепёлка) по опушке (полянке, лужку) и

увидела (заметила) гусеницу (жужелицу и т.д.).

И крикнула (завопила):

– Цыплята! Гусеница!

Цыплята подбежали (подскочили) и гусеницу слопали (съели, склевали).

И отравились.

А курица крикнула:

– Ой! Гусеница-то нехорошая (несъедобная, вредная)!

Цыплята гусеницу выплюнули.

А гусеница встряхнулась, оглянулась и пошла по опушке.

И кричит:

– Цыплята отравились, цыплята отравились! Очень нехорошие! Дурачки бестолковые!

 

 

 

Жюри должно оценить связность и точность рассказа, после чего командам предлагается утешить героев этой истории: Калушу, калушат и бутявку. Их могут представлять члены другой команды. Жюри оценит как утешительные слова одной команды, так и вежливые ответы утешаемых из другой команды.

– В чём вы будете утешать героев этой истории, какие неприятности произошли с ними?

– Калуша, наверное, огорчилась, что её дети отравились и что они её плохо слушаются.

– Калушата могли расстроиться из-за того, что они отравились и их обозвали «пуськами бятыми».

– Бутявке необходимо успокоиться, так как она пережила неприятное приключение – сначала её съели, а потом выплюнули.

– А теперь выберите из команды Калушу, калушат и бутявку. Игроки другой команды будут их утешать. А герои этой истории будут вежливо отвечать на утешение. Жюри оценит работу обеих команд.

Возможные утешения и ответы на них:

Калуше: Не огорчайся, что твои калушата подудонились. Сами виноваты. Надо было спрашивать, кузявая ли бутявка. В следующий раз не будут трямкать что попало.

– Вы правы, не стоит переживать из-за этой неприятности. Спасибо за добрые слова.

Калушатам: Не переживайте, что бутявка назвала вас пуськами бятыми. Вы ещё просто маленькие и не знали, что бутявка – некузявая. А вообще-то надо больше слушаться маму, иначе будут всякие неприятности.

– Ладно, не будем больше некузявых бутявок трямкать. Очень противно дудониться.

Бутявке: Успокойся, не нервничай. Ну стрямкали, ну вычучили тебя калушата. Жива ведь осталась. Маленькие они, поэтому и пуськи.

– Ну хорошо, забудем об этом. Будем надеяться, что это не повторится.

– Спасибо за хорошие слова.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Итог урока.

– Как можно утешить человека?

 

 

V. Домашнее задание.

По усмотрению учителя.

 

[ Скачать с сервера (68.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.