Риторика |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
| 3 3 3 Беседа. – На прошлом уроке мы познакомились со словами, которыми люди утешают, если случилась какая-то неприятность, горе, несчастье. – Но всегда ли достаточно одних успокаивающих слов? (Правильно, часто необходимо не только словами, но и делами помочь человеку.) – Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. |
ΙI. Открытие новых знаний. | Работа в учебнике. 3 4 6 2 3 – Откройте учебник на с. 44. Прочитайте тему урока.
Задание 62. – Наверное, Таня перестанет плакать, если пообещать ей достать упавший в речку мяч. (Ответ 3.) – Что скажет Таня доставшему мяч? Задание 63. – Паж решил немножко развеселить Золушку не только словами, но и делом – он угостил Золушку мороженым, которое она очень любила и не успела съесть на балу. Так он постарался отвлечь её от грустных мыслей. – Как вы думаете, была ли Золушка благодарна пажу за это утешение? Задание 65. – Какие утешительные слова вы могли бы сказать деду и бабке? Как помочь? | 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
|
III. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 1. Работа в учебнике. Задание 64. Вариант утешительной записки: Не огорчайся, дорогой Иа-Иа! Я обязательно помогу тебе. Мы найдём твою потерю. И все наши друзья помогут. Полно печалиться, дело поправится. – Какие слова из обрывков записок не могут утешить Иа-Иа, а, наоборот, расстроят его ещё больше? Задание 66. – Пассажиров утешит объявление о том, какие возможности для проведения свободного времени есть в аэропорту (сказкотека, видеоизбушка, ресторан), а также извинения авиакомпании. – Конечно, их успокоит сообщение о том, что Иван-царевич уже спешит на помощь. Больше всего недоумения и вопросов вызовет объявление: Рейс № 13 в Тридесятое царство не состоится. Задание 67. Дети вписывают на оставленных строчках имена сказочных персонажей. Задание 68. Возможные утешения: Малышу: Не плачь. Сейчас мы пойдём искать твою маму. Как её зовут? Не волнуйся, мы её обязательно найдём. Игроку: Не переживай, что проиграл. Ведь твой партнёр, наверное, мастер? И ты тоже научишься играть не хуже. Это горе – не горе. Девочке: Не огорчайся, девочка. Жалко, конечно, мороженого. Но оно не последнее в твоей жизни. А вот уж воробьи летят. Получается, что ты их угостила. Для воробьёв-то разве жалко мороженого? Бабушке: Не волнуйтесь, пожалуйста. Вы видите без очков? Может быть, проводить вас? Чем вам помочь? – Как ответят люди на утешительные слова? Может быть, поблагодарят, улыбнутся в ответ? Задание 69. Возможные утешительные слова: Деду: Не расстраивайся так, дедуля. Всё бывает. Конечно, это очень неприятно. Но посмотри, какая у тебя дружная семья. Все прибежали тебе помочь, даже мышка. Это горе – не беда.
Волку: Не огорчайся, серый Волк. Жалко хвост, конечно, но хорошо, что жив остался. Зато теперь ты уж точно знаешь, что с Лисой дружить нельзя. Нет худа без добра. Зайцу: Успокойся, Заяц. Главное, Лису из избушки выгнали. Придётся убирать избушку, ремонт делать. Не печалься. Давай я помогу тебе. Это беда – не беда, лишь бы больше не была. Резервный материал. – Прослушайте потешку Л. Петрушевской. И может быть, не один раз. – Как ты понял эту потешку? Расскажи подробно, своими словами, о чём в ней говорится. Пуськи бятые Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит: – Калушата, калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: – Оёё, оёё! Бутявка-то некузявая! Калушата бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит: – Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А бутявка волит за напушкой: – Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
– Кого бы ты стал утешать в этой ситуации и как? Это задание можно провести в виде игры двух команд. Каждая команда придумывает и записывает свой вариант перевода и сдаёт его жюри. На обдумывание, запись и репетицию рассказа необходимо дать командам 5–15 минут. После этого команды по очереди рассказывают свой вариант сказки. Жюри и учитель могут прочитать свой вариант сказки. Возможный вариант сказки.
Дурачки бестолковые Шла курица (дикая утка, перепёлка) по опушке (полянке, лужку) и увидела (заметила) гусеницу (жужелицу и т.д.). И крикнула (завопила): – Цыплята! Гусеница! Цыплята подбежали (подскочили) и гусеницу слопали (съели, склевали). И отравились. А курица крикнула: – Ой! Гусеница-то нехорошая (несъедобная, вредная)! Цыплята гусеницу выплюнули. А гусеница встряхнулась, оглянулась и пошла по опушке. И кричит: – Цыплята отравились, цыплята отравились! Очень нехорошие! Дурачки бестолковые!
Жюри должно оценить связность и точность рассказа, после чего командам предлагается утешить героев этой истории: Калушу, калушат и бутявку. Их могут представлять члены другой команды. Жюри оценит как утешительные слова одной команды, так и вежливые ответы утешаемых из другой команды. – В чём вы будете утешать героев этой истории, какие неприятности произошли с ними? – Калуша, наверное, огорчилась, что её дети отравились и что они её плохо слушаются. – Калушата могли расстроиться из-за того, что они отравились и их обозвали «пуськами бятыми». – Бутявке необходимо успокоиться, так как она пережила неприятное приключение – сначала её съели, а потом выплюнули. – А теперь выберите из команды Калушу, калушат и бутявку. Игроки другой команды будут их утешать. А герои этой истории будут вежливо отвечать на утешение. Жюри оценит работу обеих команд. Возможные утешения и ответы на них: Калуше: Не огорчайся, что твои калушата подудонились. Сами виноваты. Надо было спрашивать, кузявая ли бутявка. В следующий раз не будут трямкать что попало. – Вы правы, не стоит переживать из-за этой неприятности. Спасибо за добрые слова. Калушатам: Не переживайте, что бутявка назвала вас пуськами бятыми. Вы ещё просто маленькие и не знали, что бутявка – некузявая. А вообще-то надо больше слушаться маму, иначе будут всякие неприятности. – Ладно, не будем больше некузявых бутявок трямкать. Очень противно дудониться. Бутявке: Успокойся, не нервничай. Ну стрямкали, ну вычучили тебя калушата. Жива ведь осталась. Маленькие они, поэтому и пуськи. – Ну хорошо, забудем об этом. Будем надеяться, что это не повторится. – Спасибо за хорошие слова.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙV. Итог урока. | – Как можно утешить человека?
| |
V. Домашнее задание. | По усмотрению учителя. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |