Литературное чтение |
Этапы урока | Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. | 1 2 3 Работа с авторским текстом. 1) Общее знакомство со 2-й частью учебника. – Какой век представлен на страницах второй части учебника по литературному чтению? – Почему целая книга посвящена одному веку? О чём это говорит? – Ждёте ли вы встречи с какими-то конкретными авторами? С кем именно? – Нравится ли вам открывать новые имена? Как вы это делаете? 2) Обсуждение подзаголовков «Путешествия восьмого». – Удивил ли вас выбор места для путешествия? – Часто ли вы путешествуете в библиотеку самостоятельно? – Какая встреча нас ждёт?
3) Самостоятельное чтение авторского текста (с. 4–5). – Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской? – Знаете ли вы другие примеры сложных писательских судеб? – В каком журнале печаталась Чарская? Почему вы так думаете? (Её первая книга вышла в 1902 г., 20 лет она активно печаталась, была популярной и любимой детской писательницей в России, именно в это время выходил журнал «Задушевное слово». Позднее, познакомившись с книгами Чарской, ребята смогут соотнести их содержание с названием еженедельного журнала.) – Подсчитайте, сколько журналов для детей выходило в 1920–1930-х годах. А сколько современных детских журналов вы знаете? Сделайте вывод. – Как вы думаете, интересно ли взрослым читать детские журналы и газеты? – Какое интересное письмо нашла Оля? – Какие современные издания читают в вашей семье все, независимо от возраста? Кто их приносит, покупает?
| Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. |
II. Развитие умений.
| 2 4 1 2 3 1 2 3 3 Работа с текстом. Работа с текстом до чтения. – На какие вопросы вы хотите получить ответы, прочитав «Записки маленькой гимназистки» Л. Чарской? – Чем, по-вашему, «Записки...» отличаются от рассказа? Работа с текстом во время чтения. 1) Самостоятельное чтение текста 1-й главы. – Какой вы представили себе героиню записок?
2) Комментированное чтение. – Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – «чутко прислушиваюсь», «немного страшно от неизвестности», «мчится без оглядки», «не знаю, не понимаю».) – Откуда и куда она едет? – Почему девочка подробно рассказывает о кондукторе, современном проводнике? – Из слов Никифора Матвеевича мы узнаём, что девочка сирота. Что это значит? – Так вот почему она едет к дальним родственникам в Петербург: девочка осталась совсем одна, без родителей? – Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы его назвали вы? – Похож ли поезд начала ХХ века на современный? – Что поразило девочку, впервые увидевшую Петербург в окно? – Чего ждёт она от встречи с этим городом, незнакомыми родственниками? («Моросил мелкий осенний дождик…») – Как заголовок этой части текста отражает внутреннее состояние героини? – О чём говорит заголовок 4-й главы?
3) Комментированное чтение 4-й главы. – Вы заметили, что девочка смотрит на хозяйских детей доброжелательно. Посмотрим, как же они её встретят. – Это обидное слово – мокрица? – Заметили: кажется, старший мальчик-гимназист не очень-то образован. – Вот почему девочке пришлось ехать к дяде: она бедная родственница... – Свои ли слова повторяет Толя? (Нет, очевидно, это слова взрослых.) Вопросы после чтения: – Как могли звучать голоса за дверью?
– Соответствуют ли обстановка дома, внешний вид его обитателей тому, как приняли девочку в доме? – Что вас больше всего поразило в приёме девочки родственниками? – Что нового мы о ней узнали? – Что больше всего её обидело? Работа с текстом после чтения. – Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной (пора назвать имя девочки)?
– Какое умение формировали?
| 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. |
ΙΙΙ. Итог. | – Как бы вы оценили свою работу на уроке?
| |
IV. Домашнее задание. | Прочитать главу 8. Составить словарик эпохи (уроки 76–78, задание II.1 в тетради), дать толкование слов и словосочетаний: кондуктор, гувернантка, действительный статский советник и др.).
| |
Всего комментариев: 0 | |
| |