Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Литературное чтение
4 класс

Урок 75. Тема: Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Литературное чтение

Урок 75.


Тема: Путешествие 8 (в… библиотеку). Загадка Лидии Чарской

Цели:

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.

 

Этапы урока

Ход урока

 

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

1  2  3

Работа с авторским текстом.

1) Общее знакомство со 2-й частью учебника.

– Какой век представлен на страницах второй части учебника по литературному чтению?

– Почему целая книга посвящена одному веку? О чём это говорит?

– Ждёте ли вы встречи с какими-то конкретными авторами? С кем именно?

– Нравится ли вам открывать новые имена? Как вы это делаете?

2) Обсуждение подзаголовков «Путешествия восьмого».

– Удивил ли вас выбор места для путешествия?

– Часто ли вы путешествуете в библиотеку самостоятельно?

– Какая встреча нас ждёт?

 

3) Самостоятельное чтение авторского текста (с. 4–5).

– Что общего между актрисой Лидией Алексеевной Чуриловой и писательницей Лидией Чарской?

– Знаете ли вы другие примеры сложных писательских судеб?

– В каком журнале печаталась Чарская? Почему вы так думаете?

(Её первая книга вышла в 1902 г., 20 лет она активно печаталась, была популярной и любимой детской писательницей в России, именно в это время выходил журнал «Задушевное слово». Позднее, познакомившись с книгами Чарской, ребята смогут соотнести их содержание с названием еженедельного журнала.)

– Подсчитайте, сколько журналов для детей выходило в 1920–1930-х годах. А сколько современных детских журналов вы знаете? Сделайте вывод.

– Как вы думаете, интересно ли взрослым читать детские журналы и газеты?

– Какое интересное письмо нашла Оля?

– Какие современные издания читают в вашей семье все, независимо от возраста? Кто их приносит, покупает?

 

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

II. Развитие умений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  4  1  2  3  1  2  3  3

Работа с текстом.

Работа с текстом до чтения.

– На какие вопросы вы хотите получить ответы, прочитав «Записки маленькой гимназистки» Л. Чарской?

– Чем, по-вашему, «Записки...» отличаются от рассказа?

Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение текста 1-й главы.

– Какой вы представили себе героиню записок?

 

 

2) Комментированное чтение.

– Что творится в душе маленькой пассажирки? (Ей тревожно – «чутко прислушиваюсь», «немного страшно от неизвестности», «мчится без оглядки», «не знаю, не понимаю».)

– Откуда и куда она едет?

– Почему девочка подробно рассказывает о кондукторе, современном проводнике?

– Из слов Никифора Матвеевича мы узнаём, что девочка сирота. Что это значит?

– Так вот почему она едет к дальним родственникам в Петербург: девочка осталась совсем одна, без родителей?

– Девочка называет кондуктора ласковым, а как бы его назвали вы?

– Похож ли поезд начала ХХ века на современный?

– Что поразило девочку, впервые увидевшую Петербург в окно?

– Чего ждёт она от встречи с этим городом, незнакомыми родственниками? («Моросил мелкий осенний дождик…»)

– Как заголовок этой части текста отражает внутреннее состояние героини?

– О чём говорит заголовок 4-й главы?

 

3) Комментированное чтение 4-й главы.

– Вы заметили, что девочка смотрит на хозяйских детей доброжелательно. Посмотрим, как же они её встретят.

– Это обидное слово – мокрица?

– Заметили: кажется, старший мальчик-гимназист не очень-то образован.

– Вот почему девочке пришлось ехать к дяде: она бедная родственница...

– Свои ли слова повторяет Толя? (Нет, очевидно, это слова взрослых.)

Вопросы после чтения:

– Как могли звучать голоса за дверью?

 

– Соответствуют ли обстановка дома, внешний вид его обитателей тому, как приняли девочку в доме?

– Что вас больше всего поразило в приёме девочки родственниками?

– Что нового мы о ней узнали?

– Что больше всего её обидело?

Работа с текстом после чтения.

– Чем закончился первый день в доме дяди для Лены Икониной (пора назвать имя девочки)?

 

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

 

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

ΙΙΙ. Итог.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

 

 

IV. Домашнее задание.

Прочитать главу 8.

Составить словарик эпохи (уроки 76–78, задание II.1 в тетради), дать толкование слов и словосочетаний: кондуктор, гувернантка, действительный статский советник и др.).

 

 

 

[ Скачать с сервера (72.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.