Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 5. Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ. Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички.

Риторика

 ОБЩЕНИЕ

Урок 5.

Тема: ОСОБЕННОСТИ  ГОВОРЕНИЯ.

            Речевые отрезки и паузы. Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички.

Цель:

Вспоминаем:

– знакомим детей с тем, что устную речь можно представить как речевой поток, в котором, однако, есть остановки, перерывы в звучании, паузы, и что эти паузы бывают очень разными;

– знакомим детей со способами выделения логически важных слов;

– учим пользоваться этими способами в своей речи;

– учимся говорить чисто, громко, с интонацией призыва, побуждения.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

1. Беседа.

– Представьте себе, как течёт ручеёк – быстро, без остановок. Но вот на пути ручейка большой камень. Ручеёк чуть-чуть останавливается, а потом, огибая камень, течёт дальше. А в некоторых местах мы видим воронки и слышим более сильное журчание.

Наша речь – как речевой поток. И мы не всегда замечаем остановки,

которые прерывают этот поток, хотя они иногда вовсе не маленькие. Вот М. любит отвечать, начиная со слова «значит». Он говорит: «Значит, так... Пушкин родился в 17...» Дело в том, что М. ещё не подумал, как он начнёт свой ответ, и хватается за слово-пустышку «значит, так»; потом следует небольшая пауза, «в 17...» говорит о том, что М. не знает или забыл, когда именно родился А.С. Пушкин. Значит, речевой поток, речь Миши прерывается двумя паузами. А между этими паузами – речевой отрезок.

2. Работа с учебником.

Рассматриваем условные обозначения на с. 32. (Хорошо бы их раскрасить.)

Задание 45.

Ученики подсчитывают речевые отрезки – их 7 (по тем отметкам,

которые обозначены в записи текста).

Больших пауз – 4, маленьких – 2.

Повтор слов (отмеченный ...) говорит о том, что автор рассказа ищет другое, более яркое слово, чтобы описать «пушистый» вид кота Шурика. Эти поиски слова тоже вызывают перерывы в звучании, то есть паузы. Но эти паузы – паузы обдумывания, поисков звучат немножко иначе. Вот послушайте.

– Теперь прочитайте этот отрывок так, как будто вы его не читаете, а рассказываете. Подумайте, каким тоном, в каком темпе, с какими паузами вы будете читать текст, подражая живой устной речи.

3. Беседа.

– Слышали ли вы выражение «логическое ударение»?

– Что оно значит?

– Кто может показать это ударение на примере?

– Итак, логическое ударение – это смысловое ударение, так как мы выделяем важные по смыслу слова. А для чего это нам нужно?

 

– Да, конечно, мы хотим, «чтобы нас лучше поняли», чтобы «не пропустили самого важного», потому что без этого трудно, а иногда невозможно понять смысл всего текста. А вот как мы выделяем эти важные слова, мы сегодня и узнаем.

4. Работа в учебнике.

Задание 48.

Прочитаем вначале условные обозначения и объясним их. Первые

объяснения даются: «Логическое ударение выделяется паузой, которую я делаю перед или после важного слова. Например, я хочу подчеркнуть: ничего красивее нашего озера нет на свете. Конечно,//красивее нашего озера// нет на свете.

Таким же образом, с иллюстрациями, комментируются все условные

обозначения.

Делаем вывод: средств выделения логически важных слов много, но

далеко не всеми мы пользуемся.

Сколько коробок – тон вопросительный; пауза; «8000 яиц» чуть громче – это важные фактические данные; в каждую коробку по 10 яиц – темп замедляется, здесь важно не проглотить слова «в каждую», «по 10 яиц»;

«укладывают» – произносится быстрее, так как деталь неважна для решения задачи.

После разбора два-три ученика прочитывают задачу, пользуясь разными средствами выделения логического ударения.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике. 3  4  6  2  3

Задания 46–47.

Аналогичны заданию 45. Дети учатся имитировать живую речь.

Они заметят знак, показывающий, что рассказчик по ходу вносит исправления (см. «беззащитный» – «такой беззащитный!»). Это надо отметить как становление самоконтроля, что очень важно для устной речи. Повторы слов «щенок ... щенок» и убыстрённый темп речи в конце рассказа (задание 47) говорят о переживании рассказчика.

Но мы не замечаем некоторых пауз и повторов – так как они свойственны устной речи. (Без них настоящей устной речи не бывает.)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

Работа в учебнике.

Задание 49.

Служит закреплению изученного. Ученики вначале делают необходимые отметки в задаче 48, затем читают её вслух.

Задание 50–51.

Стихотворение Б. Заходера можно прочитать как считалку, используя паузы внутри предложения «из окошка /мне видна/» или убыстрение темпа и т.д. И есть одно логически важное слово, называющее водящего (последнее слово – «салочки»).

 

Потом ученики рисуют свою страну Считалию, рассказывают о ней и т.д. (см. дополнительное задание к 51).

Эта работа может быть продолжена дома.

Вот что, например, сочиняют дети (печатая текст на компьютере):

 

Страна Считалия

В стране Считалии живёт очень много разных считалочек. Некоторые из них весёлые и добрые, ещё они любят кататься на месяце. Но бывают и грустные, и обидчивые.

У каждого человечка, живущего в стране Считалии, есть своя считалочка!

Страна Считалия очень красивая.

(Катя В.)

 

Страна Считалия

В Считалии живут разные считалки. Они выглядят так, как про них написано. Считалки очень разные – всех цветов радуги, весёлые, грустные, смешные и несмешные!

Некоторые любят играть в сотки!

Сотка,

камень,

ножницы,

бумага,

чи-чи-ко,

цу-е-фа.

                                                                                       (Саша Р.)

 

Страна Считалия

В стране Считалии живут считалочки. Они бывают совершенно разные. Считалочки все очень похожи на своих героев. В стране Считалии есть и дома, и дороги – всё, как у людей. Просто мы думаем, что они слова, а на самом деле они живые.

                                                                                           (Оля С.)

Задание 52.

Желательно разбить на три части текст рассказа В. Антонова, чтобы

легче выполнить задание 52.

Условные обозначения даны на с. 34 и выше (см. «Как выделяются важные слова»). Самое трудное для детей – изменение тональности рассказа:

I часть (от начала до «...который учил Мишу плавать») читается повествовательным тоном, слова Володи – хвастливо, с вызовом; II часть – до слов «Миша финишировал...» – с позиции наблюдателей: «десятка нырнула в воду» читается быстрее, затем пауза (ждут, когда вынырнет Миша), затем взволнованный разговор о том, что случилось с Мишей, и т.д.

Дети рассказывают о происшедшем с Мишей от его лица, от лица одного из болельщиков, от лица Мишиной мамы и т.д. Во всех рассказах используется глагол в форме 1-го лица ед.ч. Например, рассказ мамы: «Я ещё с вечера решила пойти на соревнование по плаванию. Я знала, что мой Миша включён в десятку школьников на приз по плаванию.

Когда я пришла на реку, там уже было полно народу. И все ждали свистка судьи» и т.д.

 

Конец: «Вы не представляете себе, как я удивилась, когда увидела, как Миша припустился вприпрыжку по дороге, но ещё больше я испугалась, когда увидела на его ноге большущего рака. Ну и смеялись мы потом! То ли над раком, то ли над Мишей – не знаю».

Чтение стихотворения Вадима Шефнера «Устная речь»

(задание 53);

1–3-е четверостишие с интонацией сожаления и восхищения; последнее четверостишие с интонацией призыва, пожелания.

Беседа по тексту стихотворения:

– Поняли ли вы призыв поэта?

– Так будем же заниматься на уроках риторики людским чудом – речью, чудесами русской речи.

Задание 54.

Прочитайте текст задания.

Советы тому, кто хочет разучить скороговорку.

1. Нарисуй словами картину, которая описывается в скороговорке.

(Я вижу Сеню. Он носит сено в сени. Сеня будет спать на этом сене.)

2. Определи, какие похожие, но разные слова обыгрываются в этой скороговорке. Сеня (имя), сено (скошенная и высушенная трава), сени (передняя в деревенской избе).

3. Определи, какие звуки часто повторяются в словах скороговорки.

(Здесь согласные [C] – 7; [Н] – 7.)

4. Установи режим скороговорки (прохлопай в ладоши).

5. Проговори скороговорку медленно, прихлопывая в ладошки, с разной интонацией (например, удивления, насмешки, восторга), постепенно убыстряя темп.

Детские заклички. Беседа.

– До сих пор бытуют своеобразные небольшие стишки, в которых дети как бы просили о чём-то природу, обращались к ней, как к живому существу. Знаете ли вы какие-нибудь заклички?

– Спасибо, В., что ты вспомнил. А как ты думаешь, произносить закличку нужно тихо или громко?

– Ты прав, К., – смотря какая закличка. Но если то, к чему (или к кому) вы обращаетесь, далеко, то, вероятно, вы будете кликать (говорить) свою закличку громко. А ещё как?

– Не быстро, чётко выговаривая каждое слово, чтобы закличку хорошо было слышно.

– И тон должен быть просящий, призывный.

Задание 55.

– Прочитайте вначале заклички тихо, про себя. Выберите одну, подумайте, как вы будете её произносить. Например, первая закличка – «Жаворонки». Обращение к ним. Их просят прилететь – тон просьбы, уговаривают принести весну. Почему? «Зима нам надоела, весь хлеб поела».

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

 

 

 

V. Домашнее задание.

Попробовать сочинить свою закличку или вспомнить.

 

[ Скачать с сервера (75.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.