Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 3 1 1. Проверка домашнего задания – Какие слова из упр. 95 с вопросами выписали? – На какие группы можно разделить слова, которые написаны с большой буквы? – Чем отличается слово носик от слова нос в разборе, который вы делали дома? 2. Словарная работа. – Дополните предложения словами из словаря, написание которых вы уже знаете. | (как?) снуют (кто?). | Они (как?) чирикают. | Скоро у них появятся (кто?). (Весело снуют воробьи. Они громко чирикают. Скоро у них появятся птенцы.) Работа над словом весело в Орфографической тетради на с. 4. – Запишите 1-е и 2-е предложения. В словах из словаря обозначьте опасные места. | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | 1 3 3 – Определите на слух, сколько предложений я прочитала. Котята за капустой Ходили в огород. Там у капустных грядок Им повстречался крот. (И. Токмакова) – Как вы определили, что я прочитала два предложения? (Говорится о котятах и о кроте.) – А теперь посмотрите на запись. На слайде (доске) – фрагмент текста. – Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения? (В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто ходит.) – Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения не бывает? (Без грамматической основы.) Вопрос-провокация. – В первом предложении есть слово огород. Я к нему задаю вопрос что? и говорю, что это главное слово, которое входит в грамматическую основу. Права ли я? (Нет, к этому слову нельзя задать такой вопрос, вопрос нужно задавать от слова ходили: ходили (куда?) в огород.) – С каким главным словом связано слово ходили? (Котята.) – Вспомните действия-подсказки (я / нашла / гриб): надо сначала понять, кто производит действие. Его ещё называют действующее лицо (оно может быть и неодушевлённым). Запись на доске сочетания – действующее лицо. Эти слова будут ключевыми на уроке. – Какое действующее лицо для действия ходили в нашем предложении? (Котята.) – Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться отличать действующее лицо от других предметов.) – Составим план урока. План (примерный). 1. Учиться отличать действующее лицо от предмета. 2. Учиться подбирать нужные действия. 3. Составлять предложения по схемам и картинкам.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1 3 5 3 1 4 Работа в учебнике. Упр. 96 – развивается умение отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки. Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров. – Какое действие названо в первом примере? (Пишет.) – Составьте предложение по рисунку. (Девочка пишет письмо.) – Кто пишет, производит действие? (Девочка.) Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо. Девочка пишет (что?) письмо. – Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой. А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет? (Нет, получится бессмыслица.) Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону. Работа с примером из другого столбика. – Какое действие названо в этом примере? (Вырвался.) – Кто его производит? (Шарик.) Значит, шарик является действующим лицом. – Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.) – Покажите связь между действием и действующим лицом. – Как называются эти слова в предложении? (Грамматической основой, главными словами.) – Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой. Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах. Упр. 97 – развивается умение подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами. Учащиеся могут выполнять эти задания в группах. Записывают предложения в тетрадях (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам. П. Возможно дополнить задание: на доске изобразить схемы со стрелками: |_____ _______ __ _______. Зайчик прячется под деревом.
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе правильно выполнить задание? – Ты сделал всё правильно? – Ты сделал задание сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
– Что мы сейчас делали?
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ТОУУ |
ΙV. Итог урока. | – Откройте Рабочую тетрадь. Прочитайте предложение в задании № 4, тема 7–8. – Какой вариант схемы к нему вы выбрали? – Здесь есть два слова, которые отвечают на вопрос что? 4 4 – Какое из них является действующим лицом? (Ветер.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
|
V. Домашнее задание.
|
Упр. 81 («Дидактический материал»). |
|
Деятельность учеников:
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
– Группировать слова по вопросам.
– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
Всего комментариев: 0 | |
| |