Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 53 (41). Тема: Развитие умения устанавливать действующее лицо или предмет в предложении.

Цель:

  дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  развитие умений находить в предложении действующее лицо и различать слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но выполняющие в предложении разные функции – действующего лица и объекта.

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 3  1

1. Проверка домашнего задания

– Какие слова из упр. 95 с вопросами выписали?

– На какие группы можно разделить слова, которые написаны с большой буквы?

– Чем отличается слово носик от слова нос в разборе, который вы делали дома?

2. Словарная работа.

– Дополните предложения словами из словаря, написание которых вы уже знаете.

| (как?) снуют (кто?). | Они (как?) чирикают. | Скоро у них появятся (кто?).

(Весело снуют воробьи. Они громко чирикают. Скоро у них появятся птенцы.)

Работа над словом весело в Орфографической тетради на с. 4.

– Запишите 1-е и 2-е предложения. В словах из словаря обозначьте опасные места.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

1   3   3

– Определите на слух, сколько предложений я прочитала.

Котята за капустой

Ходили в огород.

Там у капустных грядок

Им повстречался крот.

(И. Токмакова)

– Как вы определили, что я прочитала два предложения? (Говорится о котятах и о кроте.)

– А теперь посмотрите на запись.

На слайде (доске) – фрагмент текста.

– Сколько здесь строк? (4.) А почему не четыре предложения? (В первой строке не ясно, что делают котята, во второй непонятно без первой, кто ходит.)

– Что же обязательно должно быть в предложении, без чего предложения не бывает? (Без грамматической основы.)

Вопрос-провокация.

– В первом предложении есть слово огород. Я к нему задаю вопрос что? и говорю, что это главное слово, которое входит в грамматическую основу. Права ли я? (Нет, к этому слову нельзя задать такой вопрос, вопрос нужно задавать от слова ходили: ходили (куда?) в огород.)

– С каким главным словом связано слово ходили? (Котята.)

– Вспомните действия-подсказки (я / нашла / гриб): надо сначала понять, кто производит действие. Его ещё называют действующее лицо (оно может быть и неодушевлённым).

Запись на доске сочетания – действующее лицо.

Эти слова будут ключевыми на уроке.

– Какое действующее лицо для действия ходили в нашем предложении? (Котята.)

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Сегодня мы будем учиться отличать действующее лицо от других предметов.)

– Составим план урока.

План (примерный).

1.     Учиться  отличать действующее лицо от предмета.

2.     Учиться  подбирать нужные действия.

3.     Составлять предложения по схемам и картинкам.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

 1  3  5  3  1  4 

Работа в учебнике.

Упр. 96 – развивается умение отличать действующее лицо от предмета с опорой на рисунки. Коллективно под руководством учителя дети разбирают первую пару примеров.

– Какое действие названо в  первом примере? (Пишет.)

– Составьте предложение по рисунку. (Девочка пишет письмо.)

– Кто пишет, производит действие? (Девочка.) Значит, она является действующим лицом. Обозначьте стрелочками связь между словами, называющими действие и лицо.

Девочка пишет (что?) письмо.

– Задайте вопрос к другому слову – письмо. Покажите эту связь стрелкой. А от слова письмо можно задать вопрос к слову пишет?

(Нет, получится бессмыслица.) Обратите внимание, стрелка направлена только в одну сторону.

Работа с примером из другого столбика.

– Какое действие названо в этом примере? (Вырвался.)

– Кто его производит? (Шарик.) Значит, шарик является действующим лицом.

– Запишите предложение по картинке. (Из рук девочки вырвался шарик.)

– Покажите связь между действием и действующим лицом.

– Как называются эти слова в предложении? (Грамматической основой, главными словами.)

– Задайте вопрос(ы) к другим словам. Покажите связь стрелкой.

Далее дети работают самостоятельно, проверяют в парах.

Упр. 97 – развивается умение подбирать нужные действия с опорой на рисунки и графически обозначать связь между словами.

Учащиеся могут выполнять эти задания в группах. Записывают предложения в тетрадях (Зайчик прячется под деревом. В небе сверкает молния. Кузнечик стрекотал в траве.) Затем от каждой группы читают предложения, задают вопросы к словам.

П. Возможно дополнить задание: на доске изобразить схемы со стрелками:

|_____ _______ __ _______.

Зайчик прячется под деревом.

 

Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе правильно выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно?

– Ты сделал задание сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

 

ΙV. Итог урока.

 

– Откройте Рабочую тетрадь. Прочитайте предложение в задании № 4, тема 7–8.

– Какой вариант схемы к нему вы выбрали?

– Здесь есть два слова, которые отвечают на вопрос что?    4   4

– Какое из них является действующим лицом? (Ветер.)

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

Упр. 81 («Дидактический материал»).

 

Деятельность учеников:

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

[ Скачать с сервера (79.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.