Русский язык |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова «Классная работа». 4 3 Работа по учебнику. – Прочитайте тему раздела. – Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.
– Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.) – Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.) – Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.) – Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое. – Составим план урока.
План (примерный).
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения). | 1 3 3 Создание проблемной ситуации. Можно использовать проблемную ситуацию, которая задана в учебнике, а можно воспользоваться следующей. На слайде (доске) два набора слов. – Прочитайте. 1. Кузнечик порхать трава. 2. Бабочка прыгать цветы. – Составьте из каждого набора слов предложения. – Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)
Открытие новых знаний с элементами актуализации. – Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение? а) Поменять местами слова порхать и прыгать. б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их. – Составьте свои предложения. Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве. Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами. – Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»? (Связали, соединили слова по смыслу.) – А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.) – Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка. Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.) – Попробуйте установить связь между словами. – С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?) – Выполняйте (можно делать по вариантам). Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают: (Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает. (Кто?) Бабочка (что делает?) порхает. – Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если дети затрудня- ются с вопросом, учитель может помочь.) (Прыгает (где?) в траве. / Порхает (где?) над цветами.) – От какого слова задавали вопрос? (От слова-названия действия.) – А теперь попробуйте добавить слово-признак. Где оно должно будет находиться? (Рядом со словом-предметом – кузнечик и бабочка.) – Выполните это задание устно. (Кузнечик (какой?) зелёный. / Бабочка (какая?) красивая.) – Сделайте вывод: как слова связаны в предложении? Сравните его с авторским в учебнике. Делают вывод и читают текст учебника в рамке.
| Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
ΙΙI. Развитие умений – применение знания. | 1 3 5 3 1 1. Работа по учебнику. Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически. Методическая рекомендация: на материале этого упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении. Учителю следует обратить внимание на то, что связь между главными членами предложения взаимная, которая показана стрелками к каждому компоненту грамматической основы. Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения. Тихий дождик моросит. 1) В предложении говорится о дождике. (Что?) Дождик. Дождик (что делает?) моросит. Дождик моросит – это грамматическая основа предложения. Связь показываем двумя стрелками. 2) Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос. 3) Составлю схему предложения. В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово. Примечание. Можно дать творческое задание на применение нового знания – обогащения смысла предложения новыми словами, отвечающими на вопрос где?, или когда?, или как? Например, достроить предложение Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра. Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.
2. Проверка выполненного дома в Рабочей тетради задания № 10, тема 6. Дети, которые выполняли дома, читают начало сказки Л. Петрушевской «Пуськи Бятые», остальные слушают. – Вам что-нибудь понятно? (Нет.) А почему? (Незнакомые слова.) – А в этих «незнакомых» словах можно угадать знакомые вопросы? Например, какой вопрос можно задать к слову Калуша? Кто бы это мог быть? Что ещё можно сказать об этом слове? (Имя, так как пишется с большой буквы.) – Прочитайте другие слова, которые отвечают на вопрос кто? Далее по вопросам в задании. 3. Дополнительный материал. Упр. 77 («Дидактический материал»). Устно. – Что мы сейчас делали?
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
|
ΙV. Итог урока. | – Задайте вопросы по теме урока. – Как связаны слова в предложении? (По смыслу.) – Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.) 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? |
ТОУУ
|
V. Домашнее задание.
|
Упр. 78 («Дидактический материал»).
|
|
Деятельность учеников:
– Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.
– Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.
– Группировать слова по вопросам.
– Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.
Всего комментариев: 0 | |
| |