Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Русский язык
2 класс

Урок 51 (40). Тема: Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Цель:

  дальнейшее обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

  –  развитие умений устанавливать связь слов в предложении по вопросам и изображать её графически.

Символы:

Н

П

М

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

    4   3

Работа по учебнику.

– Прочитайте тему раздела.

– Посмотрите на центральный кадр киноплёнки.

 

– Как наши друзья его понимают? (Ребята взялись за руки, они дружат, значит, и слова в предложении «дружат», они связаны между собой.)

– Как думаете, чем будем заниматься на последующих уроках? (Определять, как могут быть связаны слова, находить, какие слова связаны.)

– Есть ли у нас знания и умения для решения этих задач? (Да, мы знаем, что связаны слова-названия предметов и признаков, предметов и действий – грамматическая основа.)

– Но о связях слов мы будем узнавать и что-то новое.

– Составим план урока.

 

План (примерный).

  1. Учиться устанавливать связь между словами по вопросам.
  2. Изображать графически связь между словами.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

 

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).

 

1   3   3

Создание проблемной ситуации.

Можно использовать проблемную ситуацию, которая задана в учебнике, а можно воспользоваться следующей.

На слайде (доске) два набора слов.

– Прочитайте.

1. Кузнечик порхать трава.

2. Бабочка прыгать цветы.

– Составьте из каждого набора слов предложения.

– Удалось это сделать? Почему? (Не получается составить предложения, потому что так не бывает, слова не сочетаются между собой.)

 

Открытие новых знаний с элементами актуализации.

– Какой можете предложить выход, чтобы составить предложение?

а) Поменять местами слова порхать и прыгать.

б) Подобрать другие слова – стрекотать, летать… и соединить их.

– Составьте свои предложения.

Кузнечик прыгает в траве. / Кузнечик стрекочет в траве.

Бабочка порхает над цветами./ Бабочка летает над цветами.

– Что же мы сделали, чтобы предложение «ожило»? (Связали, соединили слова по смыслу.)

– А с самими словами что-то произошло? (Они тоже изменились, появились новые слова, между ними появилась связь.)

– Как можно проверить, что слова связаны между собой? (Подсказка. Как мы уже делали это? Задать вопросы от одного слова к другому.)

– Попробуйте установить связь между словами.

– С каких слов нужно начать? (С главных – с грамматической основы. Поставить вопрос кто? и что делает?)

– Выполняйте (можно делать по вариантам).

Дети записывают вопросы и слова, которые на них отвечают:

(Кто?) Кузнечик (что делает?) прыгает.

(Кто?) Бабочка (что делает?) порхает.

– Попробуйте задать вопрос к следующим словам. (Если дети затрудня-

ются с вопросом, учитель может помочь.) (Прыгает (где?) в траве. / Порхает (где?) над цветами.)

– От какого слова задавали вопрос? (От слова-названия действия.)

– А теперь попробуйте добавить слово-признак. Где оно должно будет находиться? (Рядом со словом-предметом – кузнечик и бабочка.)

– Выполните это задание устно. (Кузнечик (какой?) зелёный. / Бабочка (какая?) красивая.)

– Сделайте вывод: как слова связаны в предложении? Сравните его с авторским в учебнике.

Делают вывод и читают текст учебника в рамке.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1  3  5  3  1 

1. Работа по учебнику.

Упр. 92 – развивается умение устанавливать связь между словами по вопросам и изображать графически.

Методическая рекомендация: на материале этого упражнения отрабатывается навык графического обозначения зависимости между словами в предложении. Учителю следует обратить внимание на то, что связь между главными членами предложения взаимная, которая показана стрелками к каждому компоненту грамматической основы.

Образец рассуждения (алгоритм) после чтения предложения.

Тихий дождик моросит.

1) В предложении говорится о дождике. (Что?) Дождик. Дождик (что делает?) моросит. Дождик моросит – это грамматическая основа предложения. Связь показываем двумя стрелками.

2) Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?) тихий. Связь покажу стрелкой к тому слову, к которому ставился вопрос.

3) Составлю схему предложения. В нём три слова, вместо слова напишу вопрос, на который отвечает это слово.

Примечание. Можно дать творческое задание на применение нового знания – обогащения смысла предложения новыми словами, отвечающими на вопрос где?, или когда?, или как? Например, достроить

предложение Тихий дождик моросит (где?) за окном / (когда?) с утра.

Старые часы тикают (где?) за стеной /(как?) тихо.

 

 

2. Проверка выполненного дома в Рабочей тетради задания № 10, тема 6.

Дети, которые выполняли дома, читают начало сказки Л. Петрушевской «Пуськи Бятые», остальные слушают.

– Вам что-нибудь понятно? (Нет.) А почему? (Незнакомые слова.)

– А в этих «незнакомых» словах можно угадать знакомые вопросы? Например, какой вопрос можно задать к слову Калуша? Кто бы это мог быть? Что ещё можно сказать об этом слове? (Имя, так как пишется с большой буквы.)

– Прочитайте другие слова, которые отвечают на вопрос кто?

Далее по вопросам в задании.

3. Дополнительный материал.

Упр. 77 («Дидактический материал»). Устно.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

– Задайте вопросы по теме урока.

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Как показать эту связь? (С помощью вопроса и стрелками.)  4   4

 

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

 

 

 

 

ТОУУ

 

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

 

Упр. 78 («Дидактический материал»).

 

 

Деятельность учеников:

Устанавливать в предложении действующее лицо или предмет.

Находить в предложениях слова, отвечающие на данные вопросы.

Группировать слова по вопросам.

Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы.

[ Скачать с сервера (81.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.