Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 4. Тема: Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.

Урок 4.

Тема: Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.

 

Цель:

-       Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.

-       Учим определять функции адресата и адресанта.

     –  Учим выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

  1  3  2  4  3

Беседа.

– Общаясь (в письменной или устной форме), мы обращаемся к кому-либо или кто-то обращается к нам, мы либо передаём информацию, либо получаем её. Откройте учебники на с. 14. Прочитайте.

После чтения учебника (с. 14) приходим к выводу, что адресант – это отправитель информации, а адресат – получатель.

– Посмотрите на задание 18.

Дети читают задание, отмечаем, что в данной ситуации мама – отправитель информации, то есть адресант, а ребёнок – получатель, то есть адресат. В школе отвечающий ученик – адресант, а адресат – слушающие: одноклассники и учитель.

– Итак, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, чем отличаются адресат и адресант, от чего зависят их роли.)

– Давайте выполним задание 19.

Пример выполнения задания «Кто я?» («Я – кто?»).

 

В семье

Маме, папе  –     сын или дочка

                       (зачеркни ненужное)

Бабушке, дедушке          внук

Сестре, брату             брат

Дяде, тёте              племянник

 

 

 

В школе

Учительнице           ученик

Ребятам           одноклассник

 

В общественных местах

В автобусе, поезде      пассажир

В магазине           покупатель

В парикмахерской       клиент

В больнице             пациент

В кино, в театре         зритель

– Продолжим устно эту работу:

– Кто ты для незнакомых людей, которые к тебе обращаются? (Мальчик, девочка.)

– Кто ты для ребят клуба «Юный шахматист»? (Шахматист, шахматистка.)

– Для твоего библиотекаря? (Абонент.)

– Для твоего друга? (Друг, Коля.)

 

Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься. И роль во многом определяет, что и как ты говоришь.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

Разыгрывание ситуаций.     2  4   3

Ты в магазине, тебе надо купить молоко. Ты обращаешься к продавцу:

– Скажите, пожалуйста, молоко есть?

– Да.

– А оно свежее?

– Посмотри, на пакете отмечен срок хранения – послезавтра.

– Тогда дайте два пакета.

– Пожалуйста. Плати в кассу.

– Хорошо.

– Назовите компоненты ситуации: кто с кем общается. (Продавец и покупатель.)

– Кто запрашивает информацию?

– Кто отправитель (адресант) и адресат в этом разговоре?

– Кроме тех ролей, которые бывают в жизни, у нас ещё собственно

речевые роли:

– Я делаю доклад, и в этот момент я – ... (докладчик).

– Читаю текст – информацию по радио, и в этот момент я – ... (диктор, информатор).

– Слушаю рассказ моего дедушки, и в этот момент я – ... (слушатель).

 

– Читаю книгу, и весь погружён в неё, и в этот момент я – ... (читатель).

– Выступаю на торжественном вечере с поздравлением в честь 10-летия нашей школы, и в этот момент я – ... (оратор).

– Безусловно, этот ряд может быть продолжен (корреспондент газеты, редактор, экскурсовод и т.д.).

Работа в учебнике.

Задание 20, 21.

Заголовок (из последнего предложения текста) «Не бросай слов на ветер»; другой заголовок – из пословиц, высеченных на камне: «Меньше говори, да больше делай».

– Как вы понимаете эти пословицы? (Если ты что-то обещал и не сделал, говоришь вместо того, чтобы сделать что-то нужное, то ты бросаешь слова на ветер. Тогда твои слова ничего не стоят – как у путника, который хотел словами сдвинуть камень с дороги. Это же объяснение относится и ко второй пословице.)

– Да, конечно. Эта же мысль о том, что слово во многих случаях не заменяет реального дела, выражена и в других пословицах, например: «Не спеши языком – торопись делом».

– Теперь скажите, кто с кем общается в этом рассказе? (Путник со

всадником.)

– А путник – с камнем? (Нет. Ведь камень не слышит и ничего ответить не может. Он же неживой.)

– Кто начинает разговор? (Путник.)

– Каким был ответ путника? (Он ничего не сказал, но оттащил камень с дороги.)

 

– Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны. Как всадник оправдывает поговорку «Сильнее слова ничего на свете нет»? («Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал».)

Задание 22.

В этом шутливом диалоге адресат – тот, к кому девочка обращается (плачет), – тетя Сима, а адресант – девочка. Комизм этой ситуации подчёркивается ещё употреблением глагола «плачет» с существительным в дательным падеже: «Я плачу не тебе, а тёте Симе», что противоречит нормам литературного языка. (Можно плакать о чём-то, но не кому.)

Задание 23.

Адресантом и адресатом первой пословицы могут быть учитель и ученик; второй пословицы – мать (отец) и сын (дочка); третьей пословицы – обучающий вышиванию, вязке и т.д. и обучаемый; четвёртой – провожающий и отъезжающий.

Конечно, возможны и другие варианты.

Задание 24.

Читаем задание и анализируем образец на с. 17. В нём выделены обращение «Дорогой ты мой писатель и старинный мой приятель» и подпись (в конце справа). Это обязательные части письменного приглашения.

Само приглашение: «Приходи ко мне на пир, угощаю я весь мир» (т.е. пир будет большой и для всех). В конце – важное примечание в сказочном духе (т.к. герой сказки пишет своему автору): «Пир будет в воскресенье, на вечерней заре» (т.е. когда и где будет пир).

– Кого ещё приглашает Иван на свой пир? (Отца, Жар-птицу, Конька-Горбунка.)

– Найдём и запишем подходящие обращения и подписи:

К отцу: Батюшка ты мой родной! Подпись: Иван (Иванушка, твой сын Иван и т.д.). Обращение и подписи ласковые – так можно обратиться и подписать приглашение родному, близкому человеку.

К Жар-птице: Светлая моя, чудесная моя Жар-птица. Подпись: Иван – преданный тебе (благодарный тебе и т.д. Иван). В самом тексте – приглашение повеселиться; обещание, что будет вкусное для Жар-птицы угощение («вино с пшеном клевать»).

К Коньку-Горбунку – совсем другое приглашение. Обращение: Горбунок, удалой ты мой Конёк и т.д. Подпись: твой друг Иван, любящий (не забывающий тебя и т.д. Иван).

Делаем вывод: содержание текста-приглашения, обращение и подпись тесно связаны между собой. Приглашение отражает доброе отношение к тому, кого приглашают. Отсюда так много добрых, ласковых слов в их адрес.

Задание 25.

Иванушка мог бы пригласить на свой день рождения братьев, Месяца Месяцовича и т.д. Дети пишут от имени Ивана свои приглашения (не обязательно стихами).

Например:

Мой любимый Месяцович!

Шлёт поклон Иван Петрович.

Буду ждать я с нетерпеньем

На свой праздник – день рожденья.

С благодарностью.

Иванушка Петрович.

Праздник состоится на вечерней заре в воскресенье.

Задание 26.

Лучше всего инсценировать отрывок из сказки С.Я. Маршака. Для

этого нужно подготовить заранее трёх учеников. В ином случае ученики читают отрывок вначале тихо про себя, потом организуется чтение по ролям (парами, а затем для всего класса).

В результате анализа ученики выделяют самое смешное: королева собирается вместо четверостишия написать только два слова (а успевает записать только «Травка зе... не»); не хочет дописать последнее слово и вообще в самом начале заявляет: «Терпеть не могу писать».

Делаем вывод: четырнадцатилетняя королева не может (или не хочет) понять, что в классной комнате она не королева, а ученица, изменяется её роль. Здесь она должна слушаться профессора и выполнять его указания (а не наоборот).

Задание 27. Возможный диалог.

Королева. Я очень не люблю писать, господин профессор. И зачем? Ведь у меня всегда под рукой есть секретарь.

Профессор. Ваше величество! Настоящая королева, по-моему, должна быть более умной, образованной, грамотной, чем любой человек в государстве. Тогда вы сможете хорошо управлять королевством и народ будет уважать вас, а значит, и любить.

Королева. Хорошо, я поняла. Диктуйте.

Канцлер. Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. Оставьте, я подпишу их после урока. Зайдите позже, расскажете мне подробно об этих указах и рескрипте.

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

– Что нового мы сегодня узнали?  4

– Что повторили?

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

– Называть адресанта, адресата высказывания.

– Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.

– Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

[ Скачать с сервера (89.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.