Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 4. Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ. Слова и несловесные средства

Риторика

 ОБЩЕНИЕ

Урок 4.

Тема: ОСОБЕННОСТИ ГОВОРЕНИЯ.

            Слова и несловесные средства

Цель:

Вспоминаем:

– что говорить можно разным темпом, громко и тихо, разным тоном;

– что при говорении, когда люди видят друг друга, они используют разные несловесные средства – такие как голос, мимика, жест, разные телодвижения и т.д.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3

Работа в учебнике.

Задание 35.

– Расшифруем заголовок: о чём сегодня будет речь на уроке?

Дети отмечают, что при говорении используется не только слово, но и (читаем по вертикали) темп (можно говорить быстрее-медленнее), громкость (можно говорить тише-громче), голос, мимика, жест.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

 

ΙI. Открытие новых знаний.

Работа в учебнике. 3  4  6  2  3

Задание 37.

Подсчитываем несловесные средства – их шесть. Попробуем изобразить эти средства на рисунке. Выясняется, что легко нарисовать лицо с разной мимикой, движения пальцев, рук (жесты), телодвижения и очень трудно передать на рисунке темп, голос, громкость, паузу – хотя и, возможно, нужно больше воображения и фантазии. Отношение к голосу имеет пауза – особенно большая – это перерыв в звучании; мимика, жесты, которые могут иметь значение сами по себе либо дополнять слово или друг друга.

Задание 36.

Антонимы для характеристики слова и несловесных средств.

Громко-тихо (говорить). Быстрее-медленнее (произносить). Радостно-грустно (отвечать). Шептать-кричать (беседуя, разговаривая). Серьёзно-весело (обсуждать деловой вопрос). Добрый-злой (тон голоса). Сочувствие-безразличие.

Задание 39.

Желательно придать игровой характер чтению стихотворения «Ворона». Победителем окажется тот, чья «Ворона» прозвучит более явственно, и тот, чья «Ворона» прозвучит более явственно и ярко. (В стихотворении, состоящем из 39 слов, звук [р] повторяется 30 раз.)

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

III. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  2

Работа в учебнике.

Задания 40, 41.

Тренируемся в чтении быстрых стихов и интонировании. Игра (стихи «Скок-скок»). Все действия выполняются последовательно.

 

Задание 42.

Тренирует детей в тихом говорении: первое – при чтении (возможно даже хором); второе – при рассказывании, когда дети-куклы (Барби, игрушечные роботы, мягкие игрушки и т.д.) шепчутся под столом, сплетничая о членах семьи.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Резервный материал.

Скороговорки. Приготовьтесь произнести одну из скороговорок с разной интонацией: удивления, возмущения, испуга и т.д.

 

 

 

Шли три пекаря,

Три Прокопия пекаря,

Три Прокопьевича;

Говорили про пекаря,

Про Прокопия пекаря,

Про Прокопьевича.

 

На воротах сорока,

На заборе ворона,

На дороге воробей –

Клюёт конопель,

Конопель, конопель

Конопляносемянистую.

 

Пётр Петрович

По имени Перепёлович

Пошёл погулять,

Поймал перепёлку,

Пошёл продавать.

Понёс по рынку,

Просил полтинку,

Подали пятак,

Он продал и так!

 

Михейка на скамейке

Плетёт лапти Андрейке,

Не годятся лапти

Андрейке на ножки,

А годятся лапти

На лапку кошке.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

ΙV. Итог урока.

Когда же можно разным темпом, громко и тихо, разным тоном?

 

 

V. Домашнее задание.

Ученики получают задание выучить скороговорку. При проверке станет известен победитель: кто быстрее и точнее (без оговорок и без ошибок) произнесёт скороговорку про кашалота или другую (но не меньше 6 строк). (Задание 43.)

 

 

[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.