Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Окружающий мир
4 класс

Урок 4.Тема: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ?

Урок 4.

РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК

ГЛАВА I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР

Тема: КАК ПОНЯТЬ, ЧТО ТВОРИТСЯ У ДРУГА НА ДУШЕ?

Цели:

– Научить по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции.

– Формировать умение определять приличные и неприличные проявления эмоций в разных ситуациях.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Постановка учебной проблемы.

 

 3 7 3

Постановку проблемы можно осуществить с помощью текста учебника.

Дети по цепочке или по ролям читают текст, отмеченный условным знаком проблемной ситуации (с. 16.) Затем учитель просит детей ответить на вопросы:

– Когда человека легче понять, когда он молчит или когда говорит? (Когда говорит.)

На доске появляется запись:

Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях.

– Анюта рассказала Доктору о том, что ей не нравится? (Нет.)

– Доктор правильно понял её состояние? (Да.)

На доске появляется запись:

Переживания человека можно понять, даже если он не рассказывает о них.

 

 

– Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?

 Проблема урока записывается на доску. К ней   необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

 

Можно предложить другой способ постановки проблемы:

– Когда человека легче понять, когда он молчит, или когда говорит? (Когда говорит.)

На доске появляется запись:

Человека легче понять, если он расскажет о своих переживаниях.

– Маленькие дети ещё не умеют говорить. Взрослые понимают, когда малышу хорошо, а когда его что-то беспокоит? (Да.)

Если есть возможность, можно показать любой видеофрагмент или отрывок из мультфильма, где маленький ребёнок огорчён, радуется, удивляется, испуган и т.д. Предложите ученикам догадаться, что испытывает малыш.

На доске появляется запись:

Переживания человека можно понять, даже если он не говорит о них.

– Посмотрите на доску. Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?

 Проблема урока записывается на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу занятия, особенно на последнем этапе урока.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II. Версии детей, актуализация знаний.

 

1 3 2

Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока.

 В ходе беседы, опираясь на прочитанный текст или личный опыт, ученики высказывают предположения, что переживания, которые происходят в нашем внутреннем мире, отражаются на лице, в интонациях нашего голоса, движениях. От проблемы урока провести стрелки, под которыми ключевыми словами записать основные версии.

– Давайте составим план работы.

План.  3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

 

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

– Какое умение формировали?

 

 

 

ΙΙI. Совместное открытие знаний.

 

4 3 2 4 3

1. Положительные и отрицательные эмоции.

– Вы верно отметили, что наши переживания «написаны» у нас «на лице», их можно определить по нашим жестам и интонациям. Найдите на с. 17 учебника, как называются наши переживания. (Ориентируясь на выделенные слова, дети называют: «отрицательные эмоции», «положительные эмоции». На доску под стрелками с версиями вывешиваем карточки с названиями «отрицательные эмоции», «положительные эмоции».)

– Сейчас я буду перечислять эмоции человека. Если вам нравится испытывать такую эмоцию, покажите руками знак «+», если не нравится – знак «-».

Учитель перечисляет: радость, огорчение, испуг, удовлетворение, отчаяние, печаль, восторг, раздражение.

Дети показывают «+» или «-».

– Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «+»? (Положительные.) Как назвать эмоции, которые вы отметили знаком «-»? (Отрицательные.)

Работа в группах.

Каждая группа выбирает по одной любой положительной и отрицательной эмоции. Необходимо придумать и разыграть мини-сценку, в которой герои будут демонстрировать различные эмоции без слов. Остальные группы должны посовещаться и угадать, какие эмоции были представлены.

2. Правила проявления эмоций.

Для перехода к этой проблеме учитель может предложить ученикам выполнить задание к рисунку на с. 18. Объясняя, почему более нелепо выглядит человек, ученики должны будут сами прийти к выводу, что существуют правила проявления эмоций. Большинство из этих правил ученики могут вывести сами, так как они уже знакомы с ними и лишь не осознают их как правила проявления эмоций. Для закрепления можно организовать игру «Как себя вести»:

– Представьте, что вы – болельщики команды, которая только что проиграла. Покажите, как вы переживаете? («Болельщики» хватаются за головы, вздымают руки к небу и т.п. без общественно опасных действий.) Расскажите, что при этом нельзя делать? (Нарушать общественный порядок – бить стекла, переворачивать машины, грубить другим людям.) Представьте, что вы – начальник фирмы, который чем-то огорчён. Покажите, как вы переживаете? (Огорчённый начальник грустно сидит за столом, охватив голову руками.) Расскажите, что при этом нельзя делать? (Топать ногами, кричать и рвать бумаги и т.п.) Представьте, что вы в зоопарке, вам очень нравится. Покажите, как вы радуетесь? (Восторженные дети смеются, кричат, показывают на зверей.) Расскажите, что нельзя делать? (Строить рожи, высовывать языки, дразнить зверей и т.п.)

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

ΙV. Самостоятельное применение знаний.

 

2 1 2 3 1

В конце урока необходимо вернуться к проблеме, поставленной ранее.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Почему мы можем узнать, что происходит с человеком, даже если он не рассказывает о своих переживаниях?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя ученики должны прийти к выводу, что каждый человек испытывает отрицательные и положительные эмоции. Даже если человек не рассказывает о своих эмоциях, мы можем узнать, что происходит с ним по тому, что выражает его лицо, жесты, с какой интонацией он говорит.

 

Работа в учебнике.

Вопросы после текста (по выбору учителя).

Интересен вопрос 6, он посвящён проблеме значения эмоций в жизни человека. Учитель может задать ученикам наводящий вопрос: хорошо ли было бы человеку, если бы он не мог демонстрировать и считывать отрицательные эмоции? Далее можно привести пример: маленький ребёнок не испытывает страха перед многими угрожающими ему предметами, ситуациями, поэтому он так часто оказывается на границе жизни и смерти. Затем сделать вывод: таким образом, отрицательные эмоции – защитная реакция организма.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОУУ

V. Домашнее задание.

Обязательное для всех: выполнить одно из заданий рабочей тетради к теме 3, выбрав из тех, которые не были сделаны в классе. Учитель может предложить желающим ученикам прочитать тему целиком, а также выполнить творческое задание:

– Нарисуй сказочного героя с выражением какой-нибудь эмоции на лице. Придумай историю, объясняющую появление этой эмоции у героя. Предложи друзьям догадаться, что за эмоцию ты хотел изобразить.

 

 

 

VΙ. Итог урока.

4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 

 

 

[ Скачать с сервера (362.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.