Риторика |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
| 3 3 3 Беседа. – Дорогие ребята! Мне очень хочется увидеть ваши улыбки. Улыбнёмся, я – вам, а вы – мне! Как приятно видеть ваши улыбающиеся лица! Кто помнит какую-нибудь песню про улыбку? Слушаем. Учитель предлагает послушать песни про улыбку. – Может быть, кто-нибудь догадался, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? – Ты, Петя, прав. Мы будем говорить об улыбке и, конечно, используем слова, называющие наш раздел. – Сегодня на уроке мы убедимся в том, какое значение имеет улыбка в нашей жизни, и назовём наш урок «Улыбайся чаще!».
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
ΙI. Открытие новых знаний. | Работа в учебнике. 3 4 6 2 3 Диалог Риторика, Коли и Оли. (См. по учебнику с. 18.) Первый вариант. Дети читают текст тихо (про себя) и затем отвечают на вопрос: «Как вы понимаете слова песни "Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся..."?» («Поделись улыбкою своей ...» – это значит, надо улыбаться людям всегда, когда это возможно, отдавать им свою улыбку, а они улыбнутся другим людям. Об этом очень хорошо говорит Оля: «Я, например, стараюсь улыбаться почаще, когда встречаю знакомых и малознакомых людей, когда здороваюсь с ними, когда извиняюсь и говорю "спасибо" и даже когда спорю».) Задание 19. Особое впечатление на детей может произвести вторая часть текста, в которой кратко изложены взгляды Льва Толстого на красоту. Первая часть текста (первый абзац) представляется нам не менее интересной, так как в ней необыкновенно глубоко, просто и убедительно выражена любовь мальчика к матери. Дети обычно соглашаются с мнением Л.Н. Толстого, что улыбка действительно создаёт красоту человека. Вот ещё один пример, подтверждающий взгляды писателя: «Да, меня совсем иначе воспитывали», – сказала красивая графиня Вера, улыбаясь. Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо её стало неестественно и оттого неприятно». Толстой Л.Н. Война и мир. Т. 1. – М., 1983. – С. 59–60. (Б-ка классики). «Я очень хорошо помню, как раз за обедом – мне было тогда лет шесть – говорили о моей наружности, как maman старалась найти что-нибудь хорошее в моём лице, говорила, что у меня умные глаза, приятная улыбка, и, наконец, уступая доводам отца и очевидности, принуждена была сознаться, что я дурён...» Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. – М.: Дет. лит., 1989. – С. 59. (Школьная б-ка). Задание 18. Л.Н. Толстой известен как выдающийся писатель-психолог, умеющий тонко передать состояние души героев. Посмотрим, ребята, как Лев Толстой, описывая улыбку, характеризует настроение и состояние героев. 1. «Радостно-насмешливая улыбка» Наташи Ростовой говорит о её настроении. 2. «...губы морщились странной улыбкой». В этом предложении давно забытую радость отражают не только губы, но и глаза Наташи Ростовой: «...давно потухший блеск зажигался в глазах Наташи». Это предложение говорит о затаившейся грусти в душе Наташи. 3. «...застенчиво улыбнулась Наташа Ростова» – улыбка может быть и такой. 4. «Весёлая улыбка» «на широком лице Пьера» с «раскрытым беззубым ртом» говорит об открытости, доброте этого персонажа. Резервный материал. Герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир», отличающийся непредсказуемостью поступков, Долохов, охарактеризован с помощью описания улыбки так: «Он не носил усов, <...> и рот его, самая выразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, и особенно в соединении с твёрдым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». (См. «Война и мир», с. 49.) Обобщение. В сущности, Толстой описывает у Долохова только рот, губы, улыбку, взгляд. Задание 22. В этих словах повторяется корень «смех». Однокоренные слова: посмеяться пересмеиваться высмеивать посмеиваться смешить смешной смешливый рассмешить пересмешник усмешка насмешка смешинка посмешище Задание 23. Учитель подчёркивает, что в общении с родными, друзьями и близкими всегда нужно быть особенно терпеливыми, приветливыми. В рассказе Б. Леонидовой «Два зеркала» показано значение улыбки в общении с людьми. Учитель может сам выразительно прочитать этот рассказ и обратить внимание детей на момент прихода Любы домой. Можно сравнить слова бабушки с Любиными при встрече. Дети подбирают свои названия рассказа. (Например: «Что случилось с Любой?», «Два человека или один?», «Люба в школе и дома. Где же она настоящая?», «Две Любы» и т.д.) Улыбка «играет» на лице Любы, когда она смотрит на себя в витрине магазина, и ей представляется, что она симпатичная. Люба входит домой раздражённой, с недовольным видом, нахмуренным лицом, это уже не та милая девочка. Любиному лицу не хватает улыбки – того, что делает его весёлым, открытым и привлекательным. Задание 25. Почтовым ящиком может быть просто большой конверт, купленный или сделанный учителем, учащимся. Если есть возможность, ящик прикрепляется к стене. Он может использоваться постоянно, а может – в связи с определённой темой, например, с рассуждением, речевым поведением взрослых и детей, газетной информацией и т.д. Резерв. Учитель помогает детям разыграть небольшую сценку. Кто-то из них сыграет роль Любы, другой – бабушки, мамы или младшей сестры. После разыгрывания сценки дети естественно переходят к обсуждению последнего вопроса рассказа. Учитель предлагает детям подумать над этим вопросом дома, а также над заданием 24. | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
III. Развитие умений. Применение знаний. | 1 3 2 1. Работа в учебнике. Задание 26. Дети произносят одну и ту же фразу без улыбки, затем с улыбкой или наоборот. Данный в учебнике материал позволяет потренироваться не только в окончании начатых предложений, но и в произнесении их с различной интонацией: извинительной, благодарственной, просительной, похвальной и т.д. Например, они заканчивают фразу: «Извини, Маша, что я опоздала. Меня задержала больная бабушка». Эта фраза произносится извинительным тоном с виноватой улыбкой. Резервный материал. У дворян улыбка говорила о многом, что отразилось в художественной литературе у писателей, принадлежавших к высшему свету. Например, герои Льва Толстого не забывают об улыбке при встрече, расставании, когда выражают благодарность, обращаются с просьбой и т.д. Послушайте эти описания. а) «Пьер, со времени входа князя Андрея в гостиную, не спускавший с него радостных, дружелюбных глаз, подошёл к нему и взял его за руку. Князь Андрей, не оглядываясь, сморщил лицо в гримасу, выражавшую досаду на того, кто трогает его за руку, но, увидав улыбающееся лицо Пьера, улыбнулся неожиданно-доброй и приятной улыбкой». (Толстой Л.Н. «Война и мир», с. 30.) б) «Когда мы пошли садиться, в передней приступила прощаться докучная дворня <...>» «Я бросился прежде всех в коляску и уселся на заднем месте. За поднятым верхом я ничего не мог видеть, но какой-то инстинкт говорил мне, что maman ещё здесь... В это время maman <...> подошла с противоположной стороны коляски и позвала меня по имени. Услыхав её голос сзади себя, я повернулся к ней так быстро, что мы стукнулись головами; она грустно улыбнулась и крепко, крепко поцеловала меня в последний раз». (Толстой Л.Н. «Детство», с. 47.) в) «Карл Иваныч "в самых отборных выражениях" поздравил бабушку, переложил коробочку из правой руки в левую, вручил её имениннице и отошёл на несколько шагов... Бабушка, казалось, была в восхищении от коробочки, оклеенной золотыми каёмками, и самой ласковой улыбкой выразила свою благодарность». (Толстой Л.Н. «Детство», с. 55.) г) «– Послушайте, князь, – сказала она (Анна Павловна), – я никогда не просила вас, никогда не буду просить, никогда не напоминала вам о дружбе моего отца к вам. Но теперь, я Богом заклинаю вас, сделайте это для моего сына, и я буду считать вас благодетелем, – торопливо прибавила она. – Нет, вы не сердитесь, а вы обещайте мне. Я просила Голицына, он отказал. Будьте тем добрым, каким вы бывали раньше, – говорила она, стараясь улыбаться, тогда как в её глазах были слезы». Приведённый резервный материал можно использовать для подготовки высказываний учащихся на тему: «Как улыбаются разные люди в различных ситуациях» (см. задание 21). Задание 27. В рассказе А. Гайдара «Голубая чашка» Светланка и её папа обиделись на маму (Марусю) за несправедливые обвинения (ведь они не разбивали голубой чашки) и ушли гулять далеко-далеко. Вернулись на дачу только вечером. Маруся «стояла и улыбалась». Героиня Гайдара употребила улыбку как несловесное средство общения вместо слов упрёка или извинения. Конфликт был снят. Конечно, вместо улыбки Маруся могла бы произнести какие-то слова. Какие, как вы думаете? – Где вы были, я так волновалась... – Куда же вы пропали? Я ждала вас целый день, а вас всё не было! – Но лучше, что Маруся ничего не сказала, а только улыбнулась. Задание 28. Эти пословицы можно использовать как в устном, так и в письменном поздравлении. Они призывают людей жить весело и радостно. Эти пословицы, в которых говорится о радости, нужно произносить весёлым тоном, отчётливо, громко. Близкие по смыслу слова: «радость – веселье» («веселится – радуется»). 2. Беседа. Задания 29, 30. – Вы, конечно, в жизни видели, слышали, наблюдали что-то смешное. Кто расскажет об этом? – Молодец, Серёжа! Ты действительно нас развеселил. А вот когда Витя рассказывал, мне не было смешно, мне было жалко этого мальчика, который упал и ушиб ногу. Так что смешные случаи бывают разные. Есть такие случаи, которые вызывают у нас усмешку или ухмылку. Прочитайте в задании 29, чем отличаются усмешка, ухмылка от улыбки. Как вы определили, к какому рисунку относится улыбка, а к какому – усмешка или ухмылка? Задание 32. В отрывке из рассказа В. Драгунского с юмором рассказывается о действительно смешном случае. Хотя все смеялись над Мишкой, который надел шляпку, похожую на космонавтский шлем, рассказчик симпатизирует Мишке. Слово «улыбаться» употребляется трижды, и это оправдано, потому что все герои рассказа не усмехаются или ухмыляются, а по-доброму улыбаются, глядя на Мишку.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока.
|
– Какое же значение имеет улыбка в нашей жизни? | |
V. Домашнее задание. |
Задание 31, 32. | |
Всего комментариев: 0 | |
| |