Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Изобразительное искусство
4 класс

Урок 3. Тема. Русская икона. Звенигородская находка.

Изобразительное искусство.

Учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011.

Урок 3.

Тема. Русская икона. Звенигородская находка.

Цели уроков по линиям развития:

1ЛР: Рассказывать об истории иконы на Руси. Иметь представление о звенигородских иконах, написанных Андреем Рублёвым.

2ЛР: Выполнить творческое задание «Радостное настроение». Работать акварелью в технике по-сырому.

3ЛР: Эмоционально воспринимать произведения иконописи, выражать своё отношение к ним на примере А. Рублёва, Ф. Грека и др.

Обязательный минимум содержания: икона, иконописец (Н), Андрей Рублёв (П). (Н необходимый уровень, П повышенный уровень.)

Зрительный ряд: иконы русских мастеров: Ф. Грек «Богоматерь»; новгородская икона «Чудо о Флоре и Лавре»; псковская икона «Илья Пророк в пустыне»; А. Рублёв, звенигородские иконы «Спас», «Архангел Михаил», «Апостол Павел».

Этапы урока

Содержание

 

Формирование УУД

действия учителя

действия учеников

 

I. Создание проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

Учитель записывает тему урока: «Русская икона. Звенигородская находка», представляет выдержки из статьи русского философа Е.Н. Трубецкого и просит ответить на вопросы:

– Однажды мне удалось прочитать статью русского философа Е.Н. Трубецкого об иконах. Эта статья называлась «Умозрение в красках». Как вы думаете, что значит «умозрение»? Какими бы словами-синонимами можно выразить значение этого слова?

– В этой статье Трубецкой рассказывает об иконописцах, которые пытались довести до нас свои мысли. Только их они выражали не словами, а в красках.

– Если бы иконописцы выразили свои мысли словами, нам бы легко было прочитать эти мысли?

– А легко ли прочитать мысли, выраженные красками?

 

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

 

Дети пытаются проанализировать это слово, учитель помогает увидеть в этом слове мудрость, мудрый или умный взгляд на мир, взгляд на мир изнутри, умные мысли и др.

 

 

 

– Да.

 

– Нет.

 

Цвет фраз, обозначающих учебные действия, соответствует следующим группам результатов:

познавательные действия;

регулятивные действия;

коммуникативные действия;

личностные результаты.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Совместно с учителем предлагать версии.

 

II.

Формулирование проблемы.

 

– На какой вопрос мы сегодня должны ответить?

 

– Как читать иконы?

Возможен другой вариант проблемного вопроса.

 

Совместно с учителем определять цель действий.

 

III. Актуализация знаний.

 

Учитель просит открыть учебник на с. 12, рассмотреть первую икону и ответить на вопросы:

– Обратите внимание на автора иконы. Знаком ли он вам? Что вы о нём знаете? Откуда он родом?

 

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

– Да, мы слышали о нём, когда изучали фрески. Он прибыл к нам из Византии. Оттуда же пришло к нам и искусство фрески.

 

 

Представлять информацию в развёрнутом и сжатом виде.

 

 

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Работа с текстом.

Работа с произведениями мастеров.

 

1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 12–13, рассмотреть изображения, прочитать их названия и охарактеризовать икону.

– Рассмотрите изображения, прочитайте их названия и скажите, какие люди в основном изображены на иконах?

– Скажите, есть ли что-то общее в этих изображениях?

 

 

 

 

 

 

– Как вы думаете, а как же так получилось, что иконописцы Византии, Новгорода, Пскова, Звенигорода и др. городов писали так похоже?

 

– Да, действительно, русские иконописцы учились у византийских мастеров, в том числе у Феофана Грека. Да и особые правила написания икон тоже существуют.

 

 

 Дети рассматривают, отвечают.

 

 – Богоматерь, святые люди, религиозные события, Спаситель и т.д.

– Они написаны в одной цветовой гамме (использованы одни и те же сочетания цветов); изображения не объёмные, плоские; все они задумчивы, будто молятся; добрый взгляд и др.

 

– Наверное, в каких-то книгах были прописаны правила написания икон или у всех иконописцев был один учитель.

 

Анализировать и обобщать, делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь, текст, схема, иллюстрация), отделять известное от неизвестного.

 

 

2. Учитель предлагает поработать с текстом на с. 13 учебника в технологии продуктивного чтения.

 

До чтения.

– Рассмотрите заголовок текста, изображения на

с. 13 и скажите, о чём пойдет речь в тексте?

– Предположите, что это за находка?

 

 

– Кто автор этих икон?

Во время чтения.

– Прочитайте текст на с. 13 учебника, используя комментированное и диалоговое чтение.

После чтения.

– Как вы думаете, какие мысли хотел передать нам Андрей Рублев? Как вы это поняли?

 

 

2. Дети рассматривают изображения, читают текст, задают и отвечают на вопросы.

– О Звенигородской находке.

 

– Скорее всего, иконы, изображённые на с. 13, так как под ними подпись: Звенигород.

– Андрей Рублёв.

 

Выполняют.

 

 

Отвечают.

 

Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную информацию.

Высказывать свои мысли, аргументировать, вступать в беседу.

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

 

 

V. Выражение решения проблемы.

 

 

Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.

 

 

 

Отвечают.

 

Делать выводы.

Создавать свои устные тексты.

 

 

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

 

Учитель предлагает ребятам выполнить в альбоме красками творческую работу, подобрать цвета, которые передают радостное настроение. Работать лучше акварельными красками

по-сырому, мазки наносить так, чтобы краски, расплываясь по сырому листу, смешивались самопроизвольно. Лишние пятна можно убирать сухой кистью, главное – не давать краске высыхать. Также можно наметить силуэты, например, птиц.

 

 

Выполняют.

 

Работать по предложенному плану, использовать учебник.

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

VII. Итог урока. Рефлексия.

 

Учитель предлагает ученикам оценить свою работу по алгоритму.

 

– Что тебе нужно было сделать?

– Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?

– Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

– Как бы ты оценил свою работу?

 

 

Отвечают.

 

Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

 

 

VIII. Домашнее задание.

 

– Доделать работу и оформить её в паспарту.

– Принести альбом, карандаш, цветные карандаши (лучше всего акварельные), фломастеры.

 

Записывают.

 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

 

[ Скачать с сервера (83.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.