Риторика |
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
Ι. Актуализация знаний.
| 3 3 Беседа и работа по учебнику. – Что такое риторика? Чему она учит? – Откройте учебники на с. 8. – Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике? (Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово «ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.) – Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении? (Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.) – Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как синонимы слова красноречие, сладкоречие. – Прочитайте задание 9. Наука риторика, искусный ритор, риторическая задача, центр неориторики, риторская школа. Беседа на основе вопросов задания 10. Примеры ответов учеников: – Эзоп рассказывает о том, что язык может быть и хорошим, и плохим. Плохим – когда люди ссорятся, обманывают, говорят неправду. А хорошим, когда люди защищают друг друга, доставляют радость, помогают, принимают правильные законы. – Когда я слышу слово «речь», я представляю себе оратора на трибуне (двух собеседников, диктора и т.д.). – А я – речной поток с водопадом – так течёт речь, где-то всплеск и громко... Как будто падает вода. – Попробуйте изобразить то, о чём вы сейчас рассказали. Дети рисуют, подписывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили, думая о понятии «речь». – Читаем задание 11 и текст поздравлений (желательно подготовить к этому чтению двух учеников). Ученики отвечают на вопросы: – Кто лучше поздравил бабушку? (Попугай лучше поздравил бабушку.) – Почему ты так думаешь? (Потому что он сказал: «Уважаемая бабушка», а у Мартышки никакого обращения не было. Попугай говорит то, что бабушке приятно: «Наш друг Удав много о вас рассказывал»; «Я думал, что вы длиннее, чем 38 попугаев», а ещё: «Мы очень рады вас видеть».) – А Мартышка? (Она говорит сухо, не знает, что и как сказать, чтобы поздравить бабушку с приездом). – Мартышке надо изучать риторику. – Давайте посмотрим 12 задание. Что нужно сделать? Это задание требует обязательного выполнения. Объясняем, что, поздравляя кого-то, говорящий стремится сказать что-то приятное; высказывает добрые пожелания, выражает благодарность и т.д. Как правило, задание затрудняет многих ребят, что позволяет сделать нужный вывод: мы умеем говорить, но далеко не всегда у нас всё хорошо получается. Ещё многому надо учиться. На уроках риторики мы и будем учиться тому, чего не умеем: выступать с рассказом о себе, сочинять загадки, вежливо просить и вежливо отказывать и т.д. Речевая разминка (см. раздел на сайте «Специфика предмета».) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. |
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний. | 1 3 2 4 3 – Итак, мы выяснили с вами, что риторика учит... Да, говорить, писать, слушать, читать, т.е. учит хорошо, успешно общаться. – Что же нужно, чтобы общение было успешным, или, как иногда говорят, эффективным? Нужно очень многое. Сегодня мы познакомимся с некоторыми важными условиями успешного общения. Одно из них – ситуация общения, или, как чаще говорят, речевая ситуация. Беседа. – Начнём рассуждать. Чтобы состоялось общение, нужны... кто? (Люди). – По крайней мере два человека. Один говорит, другой... (слушает). Один пишет, другой... (читает). – Итак, у нас есть два компонента ситуации общения. Обозначим их с помощью вопросов: КТО? (говорит, пишет и т.д.) КОМУ? Записываем в тетради. – Но очень важно, ЧТО, какую информацию передаёт говорящий, а слушающий её воспринимает. Возможные варианты записи в тетради: КТО? КОМУ? ЧТО? КТО? ЧТО? КОМУ?
– Для чего нам нужны стрелки? (Они показывают связь этих компонентов.) – На самом деле компонентов речевой ситуации больше – мы ещё познакомимся с ними. | |
ΙΙΙ. Применение знаний. | Работа по учебнику. – Откройте учебники на с. 11, задание 13. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина. Анализ текста задания. Ученики отвечают на вопросы, данные в учебнике. – Кто начинает разговор? Почему? (Общение между стариком и рыбкой начинается с того момента, когда рыбка попала к старику в невод. Начинает разговор рыбка. Почему? Потому что она оказалась в неводе.) – Да, это причина, которая заставила рыбку заговорить. Но она не просто говорит, а … (просит. Пушкин пишет: «Как взмолится золотая рыбка...») – Цель её речи – добиться, чтобы старик отпустил её на свободу. Поэтому она обращается к старику ласково («старче»), обещает дать за себя «дорогой откуп», говорит – как? – «голосом человечьим». – Рассмотрим схему в задании 14. Варианты ответов: (КТО?) Рыбка (ЧТО?) просит (умоляет отпустить её в синее море) (КОГО?) старика. (КТО?) Рыбка (ЧТО?) обращается с просьбой (К КОМУ?) к старику-рыбаку. – Что надо сделать в 15-м задании? Схема обращения ко второму отрывку (один из вариантов):
| 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
ΙV. Итог урока. | – Что нового мы сегодня узнали? 4 – Что повторили?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что? |
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Называть адресанта, адресата высказывания.
Всего комментариев: 0 | |
| |