Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 3. Тема: Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Риторика.

Тема: Надо ли учиться риторике? КТО – ЧТО – КОМУ.

Цель:

-       Показываем детям значение риторических умений.

-       Знакомим детей с общением как процессом взаимодействия людей, в котором есть две стороны (кто говорит и кому говорит).

     –  Учим детей определять компоненты речевой ситуации (кто – кому – о чём); учитывать в процессе общения того,      кому мы адресуем свою речь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

3   3

Беседа и работа по учебнику.

– Что такое риторика? Чему она учит?

– Откройте учебники на с. 8.

– Прочитайте текст задания 8. Что нового вы узнали о риторике? (Откуда произошло наименование «риторика», что обозначает слово «ритор», как определяет риторику Михаил Васильевич Ломоносов.)

– Как вы думаете, что обозначает слово «красно» в его определении? (Красиво, т.е. хорошо говорить и писать.)

– Не случайно в России наряду со словом риторика употребляли как синонимы слова красноречие, сладкоречие.

– Прочитайте задание 9.

 Наука риторика, искусный ритор, риторическая задача, центр неориторики, риторская школа.

Беседа на основе вопросов задания 10.

Примеры ответов учеников:

– Эзоп рассказывает о том, что язык может быть и хорошим, и плохим.

Плохим – когда люди ссорятся, обманывают, говорят неправду.

А хорошим, когда люди защищают друг друга, доставляют радость, помогают, принимают правильные законы.

– Когда я слышу слово «речь», я представляю себе оратора на трибуне (двух собеседников, диктора и т.д.).

– А я – речной поток с водопадом – так течёт речь, где-то всплеск и громко... Как будто падает вода.

– Попробуйте изобразить то, о чём вы сейчас рассказали.

Дети рисуют, подписывают свои рисунки и рассказывают, что они изобразили, думая о понятии «речь».

– Читаем задание 11 и текст поздравлений (желательно подготовить к этому чтению двух учеников).

Ученики отвечают на вопросы:

– Кто лучше поздравил бабушку? (Попугай лучше поздравил бабушку.)

– Почему ты так думаешь? (Потому что он сказал: «Уважаемая бабушка», а у Мартышки никакого обращения не было. Попугай говорит то, что бабушке приятно: «Наш друг Удав много о вас рассказывал»; «Я думал, что вы длиннее, чем 38 попугаев», а ещё: «Мы очень рады вас видеть».)

– А Мартышка? (Она говорит сухо, не знает, что и как сказать, чтобы поздравить бабушку с приездом).

– Мартышке надо изучать риторику.

– Давайте посмотрим 12 задание. Что нужно сделать?

Это задание требует обязательного выполнения. Объясняем, что, поздравляя кого-то, говорящий стремится сказать что-то приятное; высказывает добрые пожелания, выражает благодарность и т.д.

Как правило, задание затрудняет многих ребят, что позволяет сделать нужный вывод: мы умеем говорить, но далеко не всегда у нас всё хорошо получается. Ещё многому надо учиться. На уроках риторики мы и будем учиться тому, чего не умеем: выступать с рассказом о себе, сочинять загадки, вежливо просить и вежливо отказывать и т.д.

Речевая разминка (см. раздел на сайте «Специфика предмета».)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

   1   3   2   4   3

– Итак, мы выяснили с вами, что риторика учит... Да, говорить, писать, слушать, читать, т.е. учит хорошо, успешно общаться.

– Что же нужно, чтобы общение было успешным, или, как иногда говорят, эффективным? Нужно очень многое. Сегодня мы познакомимся с некоторыми важными условиями успешного общения. Одно из них – ситуация общения, или, как чаще говорят, речевая ситуация.

Беседа.

– Начнём рассуждать. Чтобы состоялось общение, нужны... кто? (Люди).

– По крайней мере два человека. Один говорит, другой... (слушает). Один пишет, другой... (читает).

– Итак, у нас есть два компонента ситуации общения. Обозначим их с помощью вопросов:

КТО? (говорит, пишет и т.д.)          КОМУ?

Записываем в тетради.

– Но очень важно, ЧТО, какую информацию передаёт говорящий, а слушающий её воспринимает.

Возможные варианты записи в тетради:

КТО?               КОМУ?              ЧТО?

КТО?               ЧТО?                  КОМУ?

 

– Для чего нам нужны стрелки? (Они показывают связь этих компонентов.)

– На самом деле компонентов речевой ситуации больше – мы ещё познакомимся с ними.

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

Работа по учебнику.

– Откройте учебники на с. 11, задание 13. Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина. Анализ текста задания.

Ученики отвечают на вопросы, данные в учебнике.

– Кто начинает разговор? Почему? (Общение между стариком и рыбкой начинается с того момента, когда рыбка попала к старику в невод. Начинает разговор рыбка. Почему? Потому что она оказалась в неводе.)

– Да, это причина, которая заставила рыбку заговорить. Но она не просто говорит, а … (просит. Пушкин пишет: «Как взмолится золотая рыбка...»)

– Цель её речи – добиться, чтобы старик отпустил её на свободу. Поэтому она обращается к старику ласково («старче»), обещает дать за себя «дорогой откуп», говорит – как? – «голосом человечьим».

– Рассмотрим схему в задании 14.

Варианты ответов:

(КТО?) Рыбка (ЧТО?) просит (умоляет отпустить её в синее море)

(КОГО?) старика.

(КТО?) Рыбка (ЧТО?) обращается с просьбой (К КОМУ?) к старику-рыбаку.

– Что надо сделать в 15-м задании?

Схема обращения ко второму отрывку (один из вариантов):

 

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового мы сегодня узнали?   4

– Что повторили?

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

ТООУ

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

Называть адресанта, адресата высказывания.

[ Скачать с сервера (44.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.