Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Технология
2 класс

Урок 32. Тема: Украшение одежды. Вышивки (отделка).

Урок 32.

Тема: Украшение одежды. Вышивки (отделка).

(Учебник, с. 72, 73. Рабочая тетрадь, с. 45.)

Задачи:

1. Познакомить с видами отделки, с вышивкой исторической и современной.

2. Научить выполнять варианты прямой строчки (перевивы, «наборы»).

3. Развивать умение переносить известное в новую ситуацию.

Оборудование: образцы вышивок, канва, мулине, рабочее место для обработки ткани.

Этапы

Ход урока

УУД

 

I. Актуализация знаний.

 

Вступительная беседа. 1 2

Беседа об украшении одежды. Старинная и современная одежда.

Ритуальное назначение вышивки. Демонстрация образцов вышивок.

Нитки для вышивок – мулине, шёлк, шерсть.

Учебник, с. 72.

 

 

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций.

2. Формируем умение выявлять сущность и особенности объектов.

3. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

 

II. Применение знаний. Практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 1 1 3 2

Практическая работа. Работа в группах.

Работу можно организовать таким образом, что в ходе освоения новых строчек ученики изготавливают заготовку одежды для игрушки следующего урока. Внимание обращается на подбор цвета мулине, цветосочетания.

 

 

1. Освоение нового знания и умения.

1. Демонстрация образца строчки прямого стежка.

– Знаете ли вы, какая это строчка? (Строчка прямого стежка, или прямая строчка.)

– Помните, как её выполнить?

Ученикам предлагается продемонстрировать своё умение выполнения прямой строчки.

2. Демонстрация образцов вышивок, выполненных в технике «набор»,

учебник, с. 73.

– Сможете ли вы рассказать, как выполнены эти строчки-«наборы»?

3. Упражнение в выполнении «наборов».

Аналогично выстраивается знакомство с перевивами.

Конструкторско-технологическая задача (проблемная ситуация):

– Можно ли придумать другие рисунки «наборов», перевивов?

4. Работа с учебником.

Учебник, с. 73. Обсуждение последовательности выполнения вариантов строчки прямого стежка по инструкционной карте.

 

2. Планирование.

1. Разметка места строчки (по счёту нитей).

2. Выполнение прямой строчки.

3. Выполнение варианта прямой строчки.

 

3. Самостоятельная работа.

Работа с опорой на инструкционную карту.

Уборка рабочих мест.

 

 

Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить работу?

– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?

– Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Отметь в дневнике.

 

Оценка работы.

Устраивается выставка готовых изделий, совместно обсуждается их качество (точность, аккуратность).

 

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других.

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группе.

 

Регулятивные УУД

1. Формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

Личностные УУД

1. Формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

IΙΙ. Итог урока.

 

 

 

 1 4

– Что нового узнали на уроке, чему научились? Какие знания и умения помогли вам сегодня аккуратно выполнить работу?

 

– Для чего нужен был сегодняшний урок?

– Что у вас сегодня получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Когда в жизни вам пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке?

 

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность учеников:

 

-            воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и рационального труда.

 

 

Материал к уроку для учителя

Страсть к украшению себя и своей одежды с целью выделиться чем-нибудь из окружающих свойственна человеческой природе даже в первобытном, полудиком её состоянии; так, например, краснокожие индейцы украшают одеяла различными вышивками; лапландцы на своей одежде из оленьей кожи вышивают самые разнообразные узоры. Вышивание известно было в глубокой древности, а колыбелью его, как и многих других отраслей искусства и науки, был Восток. В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания МинервеАфине-Палладе.

Легенда об Арахне, подробно изложенная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою наставницу и, вызвав её на состязание, победила, изобразив в большой вышивке похождения богов. Минерва, рассерженная поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была превращена богиней в паука. В «Одиссее» упоминается о вышивании и указывается на великолепный плащ Улисса, передняя часть которого была богато разукрашена золотым шитьём. Также у Гомера говорится, что Парис привёз в Трою богатые вышивки из Тира и Сидона, славившихся уже в те времена своим искусством, а в III песне «Илиады» описываются занятия Елены, вышивавшей по белоснежной ткани сцены битвы из-за неё троянцев и греков.

Более развитое искусство вышивания заимствовано греками у персов, когда во время походов Александра Македонского они познакомились с роскошью азиатских народов. Страбон описывает удивление греков при виде одежд, покрытых золотыми вышивками и осыпанных драгоценными камнями, а также тонких индийских тканей, богато разукрашенных разноцветными вышивками. Победив Дария, Александр Македонский завладел его шатром и, придя в восторг от роскошных вышивок, заказал искусным киприоткам великолепный плащ. Во времена Моисея искусство вышивки было сильно развито, особенно славился своим искусством Ахалиаб из колена Дана. Одежда Аарона и его сыновей во время богослужений состояла из ткани, выделанной из полотна, вышитого разноцветными узорами. В книге Исхода мы видим также, что занавесь, скрывающая Святую Святых, была из льняной ткани с вышитыми по ней пунцовыми херувимами. Соломон заказал для своего храма вавилонянам, которые славились своим искусством, голубую занавесь с вышитыми по ней пурпуровыми херувимами. Ассирияне и евреи, вероятно, заимствовали вышивание из Египта. О значительном распространении вышивания в Египте свидетельствуют сохранившаяся в редких случаях вышитая одежда на мумиях и изображения древних египетских фараонов на саркофагах и памятниках.

Так как древние народы были пастухами, то и первые ткани и вышивки выделывались из шерсти. Впоследствии, когда в Египте были открыты волокнистые свойства некоторых растений, преимущественно пеньки и льна, из них стали выделывать ткани, которые по своей белизне оказались особенно подходящими к великолепию религиозных обрядов и для этой цели употреблялись у всех древних народов. Позднее в Индии было найдено хлопчатобумажное растение, и там начали делать тончайшие ткани, по которым вышивали шерстяными, бумажными и, наконец, золотыми нитками.

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Атталу, царя пергамского, умершего в 133 г. до н.э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки были фригийские, то римляне называли все вышивки phrygionae, а вышивальщиков – phrygio. Первый, кто появился в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний. Страсть к богатым вышивкам быстро распространилась в Греции и Риме и доходила до таких чудовищных масштабов, что нередко правительство делало попытки запретить или по крайней мере несколько сократить безумную роскошь, но безуспешно. Ещё ранее у древних азиатских народов страсть к богатым вышивкам была столь сильна, что нередко вызывала осуждение; так, например, пророк Иезекии́ль порицал женщин своего времени за их безумную роскошь в украшениях и вышивках. Шёлк, происходивший из Китая, получил известность на Западе гораздо позже; хотя Аристотель и упоминает о червяке, изменяющемся три раза, и о шёлковой пряже, но это только исключительный факт, и всего вероятнее, что даже на Востоке, в Персии, Индии, Египте, с шёлком познакомились незадолго до Рождества Христова. В Риме он впервые появился во времена Юлия Цезаря: Вергилий первый говорит о шёлке, но ещё при императоре Тиберии шёлк считался большой редкостью и стоил чрезвычайно дорого. Так как китайцы ревниво оберегали вывоз в другие страны шелковичных червяков, то император Юстиниан, чтобы добыть их, должен был прибегнуть к хитрости: два монаха богомольца доставили ему в Византию в своих бамбуковых посохах несколько червяков; с тех пор разведение шелковичных червей и производство шёлка стало быстро распространяться – сначала в Малой Азии, а потом и на юге Европы. Вообще, при византийских царях искусство вышивки достигло высокого уровня как по богатству, так и по исполнению. Вышивками не только покрывали одежду, но с особенной роскошью вышивали конские сбруи и сёдла. При византийских же царях было впервые введено в вышивку употребление серебряных ниток. Неизвестно, существуют ли византийские вышивки древнее VII века н.э.; это сомнительно, хотя в Петербурге, в Эрмитаже, хранится шерстяная материя с вышитыми по ней зелёными и жёлтыми пальмами, которая считается произведением III века н.э. В Бамберге, в Баварии, находится древняя византийская вышивка, найденная в могиле Гумберта, епископа бамбергского, умершего в 1062 году.

Эта вышивка представляет сидящего верхом на белом коне императора Константина, которому поклоняются Запад и Восток в лице двух женщин, подносящих ему: одна – шлем войны, другая – лавровый венок. Когда в VII веке быстро распространяющийся ислам стал наносить жестокие удары могуществу Византийской империи, это нисколько не повлияло на дальнейшее развитие и процветание искусства вышивания. Наоборот, роскошь калифов в этом отношении доходила до баснословных размеров: не только одежда, конская сбруя и сёдла, но и сапоги и ножны сабель были богато разукрашены вышивками. В числе подарков, посланных Гаруном аль-Рашидом Карлу Великому, был роскошно вышитый шатёр. Во Франции ещё ранее того благодаря установившимся частым торговым сношениям с греческими колониями искусство вышивания стало быстро распространяться, но первые сюжеты вышивок были почти исключительно заимствованы из Святого Писания. Карл Великий, сам любивший роскошно одеваться, дал сильный толчок дальнейшему развитию этого искусства. При его дворе все женщины, начиная с его жены Берты и дочерей, были искусными вышивальщицами. Сестра же его Гизелла основала несколько монастырей в Провансе и Аквитании, где преподавались рукодельные работы. Между замечательными вышивками особенно известна хранящаяся в музее в Байё (Bayeux), большая и искусная, хотя и наивная по исполнению, вышивка Матильды, жены Вильгельма Завоевателя, изображающая все эпизоды завоевания Англии нормандским герцогом. В Англии ещё ранее того искусство вышивания уже стояло на высокой ступени совершенства; в VII веке игуменьей монастыря Св. Этельреда была поднесена богатая вышивка епископу св. Кутберту. На знамени, сопутствовавшем Альфреду Великому во всех его битвах, датские принцессы вышили великолепного ворона, а Эджита, жена Эдуарда Исповедника, была известна в Англии как искусная вышивальщица. Из Англии это искусство перешло в Германию, где вскоре получило широкое применение. Генрих Святой был особенным почитателем хороших вышивок, а Гизелла, жена короля Венгрии, св. Стефана, устроила вблизи своего дворца мастерские для тканья и вышивания; здесь изобретён был так называемый венгерский шов, в котором весь фон вышивается зигзагами. Крестовые походы, близко познакомившие жителей Западной Европы с великолепием Востока, много способствовали широкому распространению богатых вышивок, заимствованных как с византийских образцов, так и у мусульман. Особенно занимались этим искусством в монастырях; также и знатные дамы, запертые в замках, во время рыцарских походов своих супругов посвящали вышиванию свободное время. Установившиеся торговые отношения Венеции, Генуи и других итальянских городов с азиатскими народами быстро вновь развили вкус к богатым украшениям в странах юга Европы. Особенно славились вышивки миланские, лукские, венецианские и генуэзские. В эпоху Возрождения, когда при великолепном дворе Лоренцо Медичи был дан такой сильный толчок развитию всех искусств и художеств, вышивание достигло высокой степени совершенства; лучшие художники делали рисунки для вышивок, и сам Рафаэль интересовался этим искусством. Испанцы, подражая итальянцам, также достигли большого искусства в вышивке; о том свидетельствуют некоторые вышитые картины и вышивки со священной целью, сохранившиеся во многих музеях и коллекциях.

Из них особенно замечательна картина, изображающая Адама и Еву, в музее Клюни, и церковный аналой, подаренный Карлом V монастырю Св. Юста (St. Just), куда он удалился в последние годы жизни и где умер в 1558 году; эта вышивка находится в коллекции Spitzen. Долгое время в одной Саксонии исполнялось вышивание белой нитью по белым тканям (broderie blanche), которое теперь так распространено везде, особенно на западе Европы. В остальных государствах почти исключительно вышивали по сукну или шёлку золотыми, серебряными, шерстяными и шёлковыми нитками. Кроме того, многие знаменитые женщины во Франции были искусными вышивальщицами: Екатерина Медичи, окружённая своими дочерьми, их кузинами де Гиз, и Мария Стюарт проводили свой досуг в рукодельных занятиях. Г-жа де Ментенон так любила вышивать, что даже во время прогулки, в карете, всюду можно было видеть её с работой в руках; она же ввела преподавание этого искусства в женской школе St.-Syr, ею основанной; когда эта школа находилась под её прямым заведованием, вышивание в ней было в особенном почёте. Даже Мария-Антуанетта много вышивала, особенно по канве мелким швом (au petit point).

Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки и копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры сделались общедоступными, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода был издан в Кёльне в 1527 году Пьером Квинти (Pierre Quinty). В изыскании новых моделей для вышивок рисовальщики старались ближе подходить к природе и перенимать все оттенки живых цветов и растений. Заметив это, Жан Робэн (Jean Robin) вздумал устроить специальный сад для этой цели и стал в нём разводить разнообразные редкие растения. Его затея имела громадный успех; вскоре его цветочное заведение было куплено Генрихом IV и, став собственностью правительства, называлось королевским садом. В 1626 году учёному Гюи де ла Броссу (Guy de la Bross) пришла счастливая мысль воспользоваться этим садом с его растениями для научного обучения студентов-медиков. Так был основан первый ботанический сад (Jardin des Plantes) с его музеем естественных наук: вышивка косвенным образом оказала помощь и услугу науке.

[ Скачать с сервера (90.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.