Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
4 класс

Урок 32. Тема: Речевые привычки

Риторика

 ОБОБЩЕНИЕ

Урок 32.

Тема: Речевые привычки

Цель:

– Убеждаем детей в том, что изучение риторики помогает овладеть хорошими привычками, манерами, культурой речевого поведения, общей культурой.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

 

 

 

3  3  3

Беседа.

– Привычка, манеры, повадки, замашки, ухватки (три последних слова с пометой разг.) – слова-синонимы. Их общее значение – внешние формы поведения людей (см. об этом в учебнике).

– Итак, привычки поведения есть хорошие и плохие. То же можно сказать о речевых привычках. Приведите примеры плохих речевых привычек.

– Повторять слова «так сказать», «значит», «вот».

– Ты права, Зина.

– Привычка ругаться. Обзываться. Не хочу говорить как.

– Молодец, Оля. Мы понимаем, о чём ты говоришь.

– Говорить в глаза одно, а за глаза – другое.

– Мне кажется, вы поняли, о чём речь и что наша задача...

 

– ... избавляться от таких плохих речевых привычек (как и плохих привычек поведения вообще).

 

Задание 258.

– Для чего мы будем выполнять это упражнение?

– Да! Чтобы знать слова, которые помогут нам характеризовать речевые привычки людей.

Хорошие – плохие привычки;

Некрасивые – красивые манеры;

Манеры воспитанного – невоспитанного человека.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

 

II. Развитие умений. Применение знаний.

1  3  3  2  3

Работа в учебнике.

Задание 259.

Дети находят основную мысль текста: для чего нужны хорошие манеры. Ведь это то, что касается внешнего поведения. Основная мысль – в первом абзаце: внешние хорошие манеры нужны для того, чтобы «человек не мешал человеку, чтобы всем вместе было хорошо». Эта же мысль, но в другой форме «обратного назидания» высказывается в стихотворении Г. Остера (260).

Задание 261–262.

Готовят учеников к составлению «Памятки», которая помогает формулировать, что именно «Невежливо, неучтиво», так как ставит конкретные вопросы, на которые надо ответить. «Памятка» оформляется в виде круга (на целой странице).

Отвечая на первый вопрос, ученик может по-разному сформулировать требования «Памятки», например:

Если ты оказался рядом со знакомым, неприлично шептаться за общим столом.

ИЛИ (учитывая, что есть общий заголовок):

Шептаться с тем, кто рядом с тобой. (Второй вариант короче и теснее связан по смыслу с заголовком «Неучтиво, невежливо», который выдвинут в центр).

Задание 263–264.

Есть внешняя и внутренняя вежливость. Если ты только по привычке приглашаешь к себе товарища в дом, а у тебя нет времени – это внешняя вежливость. И от такой вежливости никому приятно не будет.

Об этом же говорится в рассказе Молла Насреддина «Беда от языка».

Смущённый мулла понимает, что его подвёл язык, усвоенные им внешние формы выражения вежливости.

Задание 265.

Первая пословица высмеивает тех, кто говорит слишком громко.

Вторая – учит кланяться, здороваться со всеми. Третья пословица смеётся над теми, кто не смотрит на говорящего.

Четвёртая – осуждает тех, кто любит о других говорить худо. Пятая – учит болтуна меньше болтать, так как добром это не кончится.

Задание 266.

С хорошими речевыми манерами: Мальвина, Золушка, Король, Принц, Василиса Прекрасная, Алёнушка, Кот в сапогах, Айболит и др.

С плохими речевыми манерами: мачеха, родная дочь в сказке «12 месяцев», Карабас-Барабас, почтальон Печкин и др.

Задание 267.

Конечно, тот, кто пишет неразборчиво, невежлив, так как его адресат будет долго разбирать написанное, а может быть, и не всё разберёт. Посягать на чужое время – очень бестактно.

 

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 

 

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать

и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙV. Итог урока.

– Что нового узнали сегодня на уроке?

 

 

V. Домашнее задание.

Задание 268.

Каждый фантазирует и сочиняет самостоятельно свою сказку, и каждый рассказывает свою сказку в классе.

 

[ Скачать с сервера (57.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.