Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 31. Тема: Основная мысль текста.

Урок 31.

Тема: Основная мысль текста.

 

Цель:

Учим выделять признаки предметов в соответствии с основной мыслью описания.

 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

Беседа.   1  1

– Рассмотрите рисунок. Как называется этот цветок?

Учитель вывешивает на доске изображение, например, ромашки с разветвлённой корневой системой. Можно продемонстрировать любое другое растение.

– Верно, это ромашка. Нам предстоит её описать. Назовите признаки, которые мы будем описывать. (Дети называют признаки, которые они видят на рисунке, – особенности цветка (цвет, количество лепестков, их форма, сердцевина и т.д.), стебля, листьев, корней. Учитель записывает названные признаки на доске.) Вы назвали очень много признаков ромашки. Как вы думаете, все ли они нам понадобятся? Давайте разбираться. Например, мне очень нравится этот цветок. Я хочу, чтобы и вы полюбили его. Какие же признаки я должна отобрать, чтобы привлечь ваше внимание к скромной красоте ромашки? Конечно, я буду говорить о цветке – его цвете, лепестках; можно обратить внимание и на листья, но совсем не нужно говорить о корнях – ведь не в них прелесть ромашки. А вот как её описывает большой знаток и любитель природы писатель И. Соколов-Микитов:

«...у самой тропинки, по обочинам канав, на лесных зелёных лужайках цветут, кланяются вам знакомые весёлые ромашки.

На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми чистыми лепестками».

– Какими же увидел писатель ромашки? Как вы думаете, почему он подобрал для них такие слова, как знакомые, весёлые, радостные, белые, чистые? Какими чувствами хочет поделиться с вами И. Соколов-Микитов? Правильно, писателю, как и мне, очень нравится этот цветок, и он хочет, чтобы и для вас он стал добрым и весёлым другом, чтобы и вы, встретив в лесу ромашку, улыбнулись ей как своей старой знакомой.

– Итак, задача писателя состояла в том, чтобы поделиться с вами своими чувствами, помочь увидеть неброскую красоту ромашки. А вот теперь задача совсем другая – прочитайте описание ромашки в

энциклопедии (или определителе цветов). (Учитель подбирает источник по своему усмотрению, главное, это должно быть научное описание, например, такое: «Ромашка. Травянистое однолетнее растение семейства сложноцветных, с цветками, состоящими из белых лепестков и жёлтой трубчатой середины и т.д.») Какова же задача этого описания? Почему автор статьи говорит почти обо всех признаках, которые мы с вами записали на доске? Прав ли он?

 

– Да, прав. Ведь его задача – дать полное, точное описание этого растения. Поэтому он с нами и не делится, как писатель, своими чувствами, а лишь перечисляет основные отличительные признаки ромашки.

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

 

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

 

 

 

 

 

 

 3  3

– Подведём итог. Выбор признаков для описания зависит от того, какая ставится задача перед автором, какую основную мысль он хочет раскрыть.

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  2  3  5

1. Работа в учебнике.

Задания 100–101. Задача учителя состоит в том, чтобы подготовить детей к составлению описания по аналогии. После знакомства с текстом ученики определяют его основную мысль. (Все гости на балу очень нарядно одеты.) Особенность текста – в том, что он состоит не из одного описания, а из нескольких. В каждом отдельно взятом описании раскрывается лишь один или два признака, входящих в понятие нарядно одеты. Так, у крокодилов отмечаются банановые ожерелья, у жаб – блестящая рыбья чешуя, у лягушек – фонарики на шеях, у змей – разного цвета юбочки.

Задача детей – внимательно рассмотреть рисунок, найти среди гостей фламинго и рыб, определить, что особенно привлекает внимание в их туалетах (у фламинго красивые чёрно-красно-белые гольфы, а у рыб – жемчужные ожерелья и коралловые перстни). В качестве дополнительного задания можно предложить придумать концовку текста.

Задание 102. Задание можно усложнить, предложив детям поработать над структурой и основной мыслью текста.

– Прочитайте текст. Как вы считаете, какое впечатление произвели удоды на автора? Почему вы так думаете?

– О чём сообщает автор в первой части описания? Какова основная

мысль текста? В какой части она раскрывается? В какой части (в каком предложении) эта мысль выражена? (Особенностью данного текста является то, что основная мысль выражена в концовке – в последнем предложении, а раскрывается она в средней части. Однако следует заметить, что начальная часть и концовка текста как бы перекликаются, т.е. неожиданность, от которой автор остановился на лесной опушке, является прямым следствием сказочной красоты удодов.) Какой же из предложенных заголовков больше всего подходит к тексту, точнее отражает его основную мысль?

– У меня есть ещё один вопрос. А почему в тексте ничего не говорится о размере, клюве, лапках, хвосте удодов? Вы правы, при описании не всегда нужно описывать подряд все признаки, достаточно отобрать лишь те, которые необходимы для раскрытия основной мысли.

– Теперь вы хорошо представляете себе эту красивую птицу. Рассмотрите рисунок и скажите, а художнику нравятся удоды, он ими тоже восхищается? Почему вы так думаете?

Задание 103. Задание поможет детям самим стать творцами прекрасного – из скучного, неинтересного с помощью красок как бы расцветить окружающий их мир, сделать его ярким и жизнерадостным.

– Опишите петуха, нарисованного художником. Почему петух так удручённо смотрит на мир?

– Помогите петуху вернуть хорошее настроение, раскрасьте его. А теперь опишите своего петуха, чтобы не только он, но и все окружающие поверили, что перед ними действительно красавец.

 Задание 104. 3адание направлено на расширение словарного запаса детей. Для того чтобы тексты типа описания были более яркими и выразительными, необходимо обогащать речь учащихся именами прилагательными, упражнять их в подборе синонимов, антонимов, оценочных слов.

Перед выполнением задания дети рассматривают рисунки, изображающие Страшилу и его брата, пытаются ответить на вопрос, какой Страшила? Какой его брат? (Страшила – добродушный, его брат – злой.) Таким образом определяется основная мысль каждого описания и подбираются соответствующие имена прилагательные, причём учитель должен стимулировать детей к подбору большего количества синонимов и антонимов.

 

Возможная запись на доске (на примере первого предложения):

Около изгороди стоял ... шест, на нём торчало ... чучело – отгонять птиц.

             Страшила                                        брат Страшилы

 

                                              ШЕСТ

 

 

             длинный                                              короткий

             высокий                                               низкий

             гладкий                                                сучковатый

             прямой                                                 кривой

 

 

                                              ЧУЧЕЛО

 

 


             смешное                                                страшное

             весёлое                                                  хмурое

             глупое                                                   неумное

             добродушное                                        злое

 

Из подобранных определений дети по своему выбору включают то или иное имя прилагательное в текст описания. Важно, чтобы вставленные слова помогали раскрыть основную мысль, делали текст ярче и содержательнее.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выка-зывать отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

 

ΙV. Итог урока.

 

 

 

4

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

V. Домашнее задание.

 

 

Задания 105.

 

 

 

[ Скачать с сервера (64.5 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.