Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа

Риторика
2 класс

Урок 30. Тема: Вопрос «какой?». Понятие об описании.

Урок 30.

Тема: Вопрос «какой?». Понятие об описании.

 

Цель:

 – вызываем у детей интерес к текстам, отвечающим на вопрос «какой?»;

 – даём понятие о тексте описания, его отличительных признаках.

 

 

Этапы урока

 

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания

учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

3  1  1

Беседа.

– Зададимся вопросом: как увидеть то, чего не видишь? Возможно ли такое? Порассуждаем. Например, я говорю: «Конь». Кто сразу же возникает в вашем воображении? Как он выглядит? Опишите, какой он?

– А когда я говорю: «Конёк-Горбунок», каким вы себе его представляете? Опишите.

– Правильно. Хотя в данный момент мы и не видим этих животных, но хорошо знаем, как они выглядят: кто-то видел их наяву (в деревне, на ВВЦ, в парке), кто-то видел их на картинах, рисунках, фотографиях, в фильмах, кто-то читал их описания в книгах. Поэтому одно их название сразу же вызывает в нашем воображении их образ (внешний вид).

– А теперь я говорю: «морской конёк». Кто возникает в вашем воображении? Почему некоторые ребята не знают, как ответить на вопрос? Вероятно, они просто не представляют себе его. Поможем им.

Учитель (или заранее подготовленный ученик) знакомит учащихся с

описанием морского конька.

Морской конёк

Своё название эта рыба получила за то, что похожа на фигурку шахматного коня, а не на рыбу, даже плавает она не горизонтально, как все рыбы, а вертикально. Тело её покрыто не чешуйками, а щитками – маленькими костяными пластинками. Своим подвижным хвостом, который может закручиваться в кольцо, конёк цепляется за водоросли и как бы стоит в воде. Ещё морского конька иногда называют «морским кенгуру», потому что у самца на брюшке есть кожаная складка-сумка, как у кенгуру. В эту сумку самка откладывает икру, и сумка зарастает. Через некоторое время края сумки расходятся и из неё появляются мальки.

Как только мальки завидят опасность, они прячутся в сумку своего заботливого папы.

Вот какая необыкновенная рыба.

– Теперь вы знаете, как ответить на мой вопрос: каким вы представляете себе морского конька? Слушаю ваши описания.

Учитель может показать шахматную фигурку коня, изображение морского конька и кенгуру, чтобы у детей возникли нужные ассоциации и представления.

– Итак, для того чтобы увидеть то, чего ты не видишь, надо ответить на вопрос «какой?», т.е. описать этот предмет или явление.

Игра «Угадай-ка»

Игра заключается в том, что сначала дети задают учителю вопрос «какой?», с тем чтобы он описал интересующий их предмет, а затем ученики по очереди описывают какой-либо предмет, не называя его. Задача учителя и играющих – отгадать загаданный предмет.

Материал для игры можно найти в детских энциклопедиях, ученики

могут в своих описаниях опираться на собственные наблюдения и знания.

 

Работа по учебнику.

Задание 97.

– Вы видели когда-нибудь выхухоль? Нет? Конечно, интересно узнать, что это за зверь? Какой он? Прочитайте его описание и попытайтесь нарисовать его в своём воображении.

– Теперь вы знаете, как выглядит этот зверёк? Нарисуйте словами, какой он.

Учащиеся должны отметить размер животного, особенности меха, головы, туловища, конечностей, хвоста, т.е. указать отличительные признаки зверька.

– Хорошо, но всё-таки как же проверить, правильно ли мы представили себе выхухоль? Нет ли ошибки? A поможет нам разрешить сомнения следующее задание. Оно очень интересное. Рассмотрите рисунок, на нём только точки и цифры. Ваша задача – взять карандаш и соединить линией точки между собой. Начиная с точки под цифрой 1, соедините её с точкой под цифрой 2 и т.д.

 

– Когда вы доберётесь до точки под цифрой 39 и соедините её с точкой под цифрой 1, перед вами должен возникнуть контур выхухоли. Раскрасьте его. Совпало ли изображение, которое вы рисовали в своём воображении, с тем, что видите на рисунке?

– Итак, отвечая на вопрос «какой?», мы описываем предметы так, чтобы даже тот, кто никогда не видел этот предмет, получил о нём представление.

Беседа.

– Вы слышали выражение «братья наши меньшие»? О ком так говорят? Нет, не о брате, который младше вас. Это выражение относится к животным. Мы, люди, должны заботиться о них как о младших братьях, стараться сохранить, не дать им исчезнуть с лица Земли. Давайте же внимательно присмотримся к ним: какие они? Ведь каждое животное, птица, насекомое по-своему красиво, а вот умеем ли мы увидеть эту красоту, любоваться ею? Итак, попробуем.

– Прослушайте текст (учитель предварительно записывает его на доске).

Что за белое облачко как бы повисло над берегом озера? Приглядись – это белая цапля.

Всё в этой птице прекрасно – и высокие тонкие изящные ноги, и грациозно вытянутая длинная шея с небольшой головкой, и, наконец, изумительное снежно-белое оперение больших крыльев, напоминающее пачку балерины.

– В нашей стране это чудо природы охраняется государством.

– Прочитайте (прослушайте) описание белой цапли. Смогли вы по этому описанию представить себе, как выглядит белая цапля?

 

 

Учитель заранее может подготовить изображения фламинго, журавля, белой цапли.

– Проверьте себя. Попробуйте найти среди птиц на рисунке именно белую цаплю.

– Прочитайте текст. Сколько частей в этом тексте? О чём сообщается в начальной части?

– Вам нравится белая цапля? А как вы думаете, какие чувства она вызывает у автора описания? Что самое главное хотел он нам сказать, описывая белую цаплю? Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. (Всё в этой птице прекрасно...) В какой части текста раскрывается эта мысль? (Вторая часть.)

– Какие признаки белой цапли отобрал автор, чтобы раскрыть основную мысль? (Признаки – особенности ног, шеи, оперения.)

– Именно по описанию этих признаков мы поняли, что белая цапля

действительно прекрасна. Какие же слова нам помогают это понять? (Высокие тонкие изящные ноги, длинная грациозная шея, изумительное снежно-белое оперение.)

Можно обсудить с детьми значения слов изящный (отвечающий требованиям хорошего вкуса), грациозный (изящный, стройный), изумительный (необыкновенный, восхитительный).

– Когда мы употребляем эти слова, какие чувства передаём с их помощью?

– О чём сообщается в заключительной части описания? (В концовке подводится итог, ещё раз подтверждается основная мысль – белая цапля – чудо природы.)

 

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

ΙΙ. Постановка учебной проблемы.

3  3

– Что мы сейчас делали? (Описывали цаплю). Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

– Сформулируйте тему урока.

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1  3  1  4  2  2

1. Работа в учебнике.

Задание 98. При выполнении задания дети должны не только определить тему описания (дятел) и основную мысль (какой он нарядный), но и поработать над структурой текста.

2. Анализ речевых ситуаций. Составление описаний.

1. – Вы были когда-нибудь на птичьем рынке? Каких только животных там не встретишь!

Птичий рынок

Птичий рынок.

Птичий рынок...

Золотым июльским днём

Между клеток и корзинок

Ходим с папою вдвоём.

Видим – рыбки продаются,

Плавники горят огнём.

Мы на рыбок посмотрели

И решили, что берём!

Раздавал котят бесплатно

Симпатичный продавец.

На котят мы посмотрели,

посмотрели,

посмотрели –

И забрали наконец.

Тут нам белку предложили.

– Сколько стоит?

– Пять рублей.

На неё мы посмотрели,

посмотрели,

посмотрели, –

Надо взять её скорей.

И совсем перед уходом

Мы увидели коня.

На него мы посмотрели,

посмотрели,

посмотрели,

посмотрели,

посмотрели...

И купили для меня.

А потом пошли домой,

Всех зверей забрав с собой.

Мы подходим к нашей двери,

Вот решили постучать,

Мама в щёлку посмотрела,

посмотрела,

посмотрела,

посмотрела,

посмотрела –

И решила: не пускать!

(Э. Успенский)

Учитель (или заранее подготовленный ученик) читает стихотворение и показывает изображения животных (рыбки, котёнок, белка, конь), как бы предлагая учащимся перенестись в атмосферу птичьего рынка и всем вместе рассмотреть его обитателей.

– Вот какая история произошла. Как вы думаете, почему мама не пустила мальчика и его отца с их покупками в дом? Как бы вы поступили, попав на птичий рынок? Стали бы покупать всех животных подряд или нет? Объясните свою точку зрения.

– Конечно, вы правы. Нельзя приобретать много животных, вы не сможете обо всех хорошо заботиться, создать необходимые условия, ухаживать за ними. А без всего этого животное может погибнуть.

– А какое животное (одно) вы хотели бы принести с птичьего рынка? Опишите его так, чтобы мы все смогли представить себе, как оно выглядит, чем вам особенно понравилось.

Учитель может заранее подготовить раздаточный материал с изображением (фотографиями) животных (птиц) для того, чтобы каждый ученик смог выбрать понравившееся ему животное и описать его.

2. – Описывать можно не только животных и растения, описывать

можно всё, например сказочных мальчишек. Давайте попробуем рассказать, какие они. Но вначале отгадайте, о ком я говорю?

«Из чего же, из чего, из чего

Сделаны наши мальчишки?..»

– Конечно, речь идёт о Буратино – деревянном мальчишке, Чиполлино – мальчике-луковке, мальчике Вишенке – литературных героях. Опишите одного из них, какой он.

 

Один ученик описывает литературного героя, а остальные учащиеся, глядя на его изображение (учитель заранее готовит иллюстративный материал), соглашаются с получившимся описанием или дополняют (уточняют) его.

На доске записываются признаки, которые следует описывать:

– из чего сделан,

– голова, особенности лица (глаза, нос, рот, уши), причёска,

– как одет.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

ΙV. Итог урока.

 

 4

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

ТООУ

 

 

 

V. Домашнее задание.

 

Задания 98, 99.

 

 

[ Скачать с сервера (71.0 Kb) ] Главная » Файлы » Поурочные планы, разработки ФОГОС » Начальная школа
Всего комментариев: 0
avatar

«УчМаг»

специализированный интернет-магазин учебно-методической продукции.